Войти в почту

Добрый малый, настоящий художник

Выставка «Великий Карл» открылась в парадных залах Приморской государственной картинной галереи в первые дни сентября. Размах экспозиции, её наполнение поражают воображение: четыре зала, 63 произведения, из которых 22 живописные и 24 графические работы Карла Брюллова. В их числе произведения искусства, которыми восхищаются во всём мире: «Автопортрет», «Вирсавия», эскиз «Последнего дня Помпеи». Живописные портреты, графика, акварель, наброски и рисунки, пейзажи, батальные сцены, мифологические и библейские сюжеты. Экспозицию дополняет 17 полотен учеников и современников Брюллова. Семь произведений взяты из коллекции Приморской картинной галереи. Рисовальщик, новатор, психолог Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей... Произведения крупнейших центров западной России становятся доступными для жителей Приморья. Знатоков и ценителей живописи или обычных посетителей галереи, чувствительных к высокому и прекрасному, ранее уже восхитили полотна Айвазовского, Верещагина, редкие иконы, артефакты древнегреческой эпохи. Как подчеркнула на открытии выставки «Великий Карл» директор Приморской картинной галереи, такие проекты невозможны без поддержки государства. Идея родилась в прошлом году, когда директор Русского музея Владимир Гусев выступал на ВЭФ и побывал в галерее. - Надеюсь, что в течение того времени, пока работает проект, все жители края смогут познакомиться с произведениями великого мастера, - добавила Алёна Даценко. Четыре парадных зала украсили полотна Карла Брюллова, его учеников и современников. За каждой картиной скрывается неповторимая тайна: придворные личности эпохи Николая I, которые почитали за честь позировать великому мастеру, экзотические сюжеты с обнажёнными красавицами, за которые художника не всегда поощряли консервативно настроенные коллеги, лики святых, напоминающие о громадном вкладе Брюллова в оформление Исаакиевского собора. Особенное место занимают утончённые графические работы и акварели. У первых посетителей разбегаются глаза. - Первые эмоции - невероятный восторг! - говорит преподаватель живописи в детской изостудии Татьяна Веселова. - Когда смотришь на эти картины, будто бы проникаешь в них. Особенно прекрасны женские образы - будь то игривые девушки, матери, склонившиеся над колыбелью, или героини мифов. Трудно переоценить значение Карла Брюллова в русской живописи. Как выразился куратор выставки, заместитель директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский: - О художнике можно говорить бесконечно много, это часть культурной истории России - вечной, неотъемлемой и живучей. Прекрасный портретист, великолепный рисовальщик, серьёзный психолог, новатор в живописи. Личность, которую уронить нельзя. Ровесник Александра Пушкина, так же, как и поэт, Брюллов имел иностранные корни, но был человеком русским по сути и состоянию души. Свободолюбивым и немеркантильным, позволяя себе вольности в отношении важных императорских особ. Отказывался от богатых заказов, не подчинялся советам и рекомендациям высшего света. Он мог отказать в приёме важной персоне, в то время как для друзей и учеников двери его мастерской были открыты всегда. Говорил: «Живу, пока рисую». Много времени работал в Италии, где по сей день Брюллова считают национальным гением. Работы художника выставлены в музеях и галереях Флоренции, Болоньи, Рима, Вашингтона, Нью-Йорка. Баратынский написал: «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день!». Гоголь говорил, что живопись Брюллова - светлое воскресение русской живописи, которая до этого находилась в летаргическом сне. Ну а Пушкин, как всегда, отличился гениальной краткостью. «Добрый малый, настоящий художник», - проронил поэт после мимолётной встречи с Карлом Брюлловым. Биография автора полотен, которые чудесным образом оказались во Владивостоке, обросла легендами и домыслами. Это ли не повод увидеть подлинники? Сразу настроив себя на мысль, что пробежаться по экспозиции не получится. Выставка - повод для глубоких эстетических впечатлений, новых познаний и открытий. Материк в искусстве Отдельно стоит сказать о логике построения экспозиции, что важно в понимании замысла её кураторов. В первом зале собраны работы самого Брюллова, причём представлены разные периоды его творчества и основные жанры, в которых работал художник. Второй зал заполнен произведениями его современников и соратников. Третий - графика, рисунки и акварели Брюллова. Четвёртый - работы его учеников. Григорий Голдовский советует обратить пристальное внимание на две работы. Одна из них - «Феб», по мнению некоторых исследователей, могла принадлежать кисти самого Брюллова, другая - «Итальянка» - написана рукой ученика, подлинник же бесследно исчез. Особое место в экспозиции заняли шесть работ ученика Брюллова Фёдора Моллера, две картины входят в собрание Приморской картинной галереи. - Карл Брюллов был не тем профессором Академии искусств, который снисходил к ученикам, важно ронял фразу и удалялся, - говорит искусствовед Наталья Левданская. - Он относился к ним, как к своим детям, они могли в любую минуту прийти к преподавателю со своими рисунками, идеями и тяготами. Брюллов - огромный материк в русском искусстве. Не случайно его сравнивают с Пушкиным, он столь же свободен, ярок и щедр. Не ценных полотен в экспозиции просто нет. И всё-таки хочется отметить несколько картин, удостоенных мирового признания. Это «Автопортрет», написанный Брюлловым в 1848-м, в непростой для него период, когда здоровье резко ухудшилось. И в болезни он продолжал творить. Картина по сей день считается образцом жанра, по мнению искусствоведов, передает характер художника гораздо лучше, чем это могла бы сделать фотография. Всемирную славу обрела «Вирсавия» - один из любимых женских образов мастера, который он повторял в разные годы. В основе лежит библейский сюжет о том, как царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию, жену полководца Урии. Ослеплённый красотой, Давид устранил соперника, послав его на верную гибель, сам же женился на Вирсавии. Среди прочих детей, родившихся в этом союзе, был царь Соломон. Карл Брюллов изобразил завязку истории, передав пленительное очарование восточной женщины с необыкновенной белизной кожи. Эффектно представил обнажённую натуру и экзотику Востока. К сожалению, по техническим причинам масштабное полотно «Последний день Помпеи» невозможно было перевезти во Владивосток. Зато на выставке есть одна из ранних копий шедевра. Работа над картиной размером четыре с половиной на шесть с половиной метров продолжалась в течение шести лет. Перед тем Брюллов дотошно изучал архивные документы, связанные с гибелью Помпеи во время извержения Везувия в I веке нашей эры. Исследовал руины разрушенного города. Можно сказать, руины стали декорациями, а моделями для персонажей - сами итальянцы, потомки жителей Помпеи. За это полотно Карл Брюллов получил множество наград, в том числе золоту медаль от Лувра, картина была признана лучшим произведением живописи XIX века. Каталог и музыка Разобраться в сюжетах, жанрах и других деталях произведений выставки поможет специальный красочный каталог, изданный к событию. Он включает статью о художнике, пояснения и аннотации искусствоведов к каждой картине. Почувствовать ауру произведений Карла Брюллова помогла атмосфера открытия выставки. Дуэт скрипки и фортепиано исполнял ноктюрны Шопена, песни Шуберта и вальсы Грибоедова. По залам прохаживались пары в бальных нарядах романтической эпохи позапрошлого века, гармонируя с образами картин. Куратор Григорий Голдовский выразил надежду, что после этого события больше приморцев потянутся в музей Петербурга. Выставка продолжит работать до 13 января. На этот период сотрудники галереи приготовили лекционную и образовательную программу для детей и взрослых, мастер-классы, балы, конкурсы, концерты. Уже сегодня начались детские экскурсии по выставке и квесты, по пятницам в рамках выставки будут устроены кинопоказы авторской программы Владимира Гусева «Век Русского музея». КСТАТИ Выставка «Великий Карл» вошла в культурную программу четвёртого Восточного экономического форума. ДОСЬЕ Елена Борисовна Жукова окончила теоретическое отделение Владивостокского музыкального училища, факультет журналистики ДВГУ. Автор и ведущая культурных проектов, программ на радиостанции «Лемма» - «Культпросвет», «Прогулки с ГЕО», «Кинофорум», «Земля Дерсу». Несколько программ становились победителями на дальневосточном этапе конкурса, организованного Фондом независимого радиовещания, Москва.

Добрый малый, настоящий художник
© АиФ-Владивосток