Михаил Швыдкой: Сам себе пожелаю… все успеть
5 сентября известный театральный критик, общественный и государственный деятель, экс-министр культуры Российской Федерации и худрук Московского театра мюзикла Михаил Ефимович Швыдкой отмечает юбилей. Михаил Ефимович для «Вечерки» давний друг. Он часто выступает у нас как эксперт, причем время для комментариев или беседы находит даже в момент огромной загруженности, за что мы ему, пользуясь случаем, говорим спасибо. А экспертом он может быть в разных областях, поскольку отлично разбирается как в вопросах высокой культуры и искусства, так и в теме телевидения, о котором Швыдкой знает буквально все, а, может быть, даже чуть больше. Накануне дня рождения мы все же украли из плотного графика юбиляра несколько минут, чтобы узнать, чем Михаил Ефимович живет и дышит сегодня. - Михаил Ефимович, расскажите, как будете отмечать солидную дату? - Тихо-тихо, по крайней мере, пока. Соберу всю семью – жену, детей, внуков, маму возьму, если здоровье ей позволит, и все вместе уедем в Подмосковье. Хочу побыть в кругу семьи, рядом с самыми близкими. А, если что-то и буду затевать, то только потом, позже. Сейчас горячая пора – мы в театре готовим премьеру, вот когда она пройдет, тогда, может, и придумаем что-нибудь. - На один из приготовленных вопросов, о планах, Вы, таким образом, уже начали отвечать. Итак, что за премьера? - Называется наш спектакль «Жизнь прекрасна». Когда-то была на телевидении передача с таким же названием, я ее вел целых восемь лет. А потом много раз к этой теме подходил и вот, наконец, дошли руки. Но мы ни в коем случае не делаем спектакль из серии «Старые песни о главном», нет. Кстати, замечали – никто ведь не говорит, что «исполняется старая симфония Чайковского», правда, хотя фактически это так? Вот и мы собрали музыку, которая стала частью нашей жизни, никуда не делась, несмотря на то, что была написана не вчера. Мне очень хотелось рассказать о том, как, собственно, живет в этой музыке ушедший ХХ век, и как она живет в ХХI веке. Получилось, словом, некое музыкальное ревю, музыкальное путешествие во времени, в которое мы отправляемся с той музыкой, которая стала классикой – именно классикой, хоть она и называлась всегда популярной. Но ведь в слове «популярная» ничего плохого нет, правда? Популярная значит любимая. Спектаклем я хотел бы просто рассказать о той жизни, которая была, из которой вырос я и все мы. И, в которой, я думаю, мы все и остались. - Скажите, а продолжится ли ваша передача «Агора» на канале «Россия К»? В прошлом году это шоу стало одной из сильнейших премьер. - За добрые слова – спасибо, «Агора» продолжится, хотя станет немного другой, мы ведь все меняемся. Ближайший ее выпуск будет уже 8 сентября, там мы будем говорить о рок-музыке. - Неожиданно. - Будем обсуждать, что такое рок – музыка ли стариков, или искусство протеста, или, может быть, искусство некоего воспарения ввысь. И почему она появилась в 1960-70-х годах. Но у нас получилась передача не столько о музыке, сколько о жизни. Хотя, знаете, «Агора» – это программа, в которой можно говорить и об искусстве, и о науке, да и вообще о чем угодно. И о чем бы речь ни зашла, все равно, прежде всего, это – разговор о жизни. Ведь за каждым художественным и научным явлением и событием все равно, прежде всего, стоит жизнь. А через выпуск будет совсем иная тема, мы будем говорить о том, что такое, собственно, человеческая память. Что мы хотим помнить, а что нет. Чего избегаем, чего боимся… - И, правда, немного иной формат у передачи прорисовывается. - Мы попробуем этот проект развивать. Я очень благодарен Олегу Добродееву и Сергею Шумакову (генеральный директор ВГТРК и зам.гендиректора ВГТРК, директор и главный редактор телеканала «Культура» - прим.ред.) за предоставленную возможность этих достаточно серьезных разговоров о серьезном. Что же касается формата, то скажу так: когда мы начинали «Агору», мы хотели построить ее по принципу «стенка на стенку». - Так и было. Отлично помню, какие там на тему истории и не только были «зарубки» между участниками. - Да, но потом я понял, что это не правильно. Дело в том, что когда люди спорят о чем-то, ругаются, вступая в прямую полемику, они неизбежно все упрощают. А упрощений в нашей с Вами жизни и так слишком много... Когда же люди просто вместе размышляют о чем-то, пусть даже не сходясь во мнениях, появляется возможность раскрыть тему сложнее и глубже. - Хорошо, будем ждать эфиров. Скажите, а чего Вы сами себе пожелали бы в этот юбилей? - Когда занимаешься частным театром, неизбежно возникают долги. Я хотел бы их все отдать, а поскольку задача эта непростая, жить, как Вы понимаете, предстоит еще долго… Надо пожелать себе все успеть! Шучу, конечно. А, кроме шуток, скажу так: я хотел бы, чтобы как можно дольше пожила мама. И уйти хотелось бы, пока все мои близкие были бы живы. За их долгую жизнь я вообще жизни не пожалел бы, честное слово. И, конечно, больше всего на свете я хочу, чтобы все мои родные и близкие были здоровы и счастливо жили в нашей стране, которая бы, в свою очередь, была счастливой и процветающей. Редакция «Вечерней Москвы» от всей души поздравляет Михаила Ефимовича с юбилеем! Пусть все Ваши планы будут реализованы, мечты – сбудутся, замыслы – воплотятся в жизнь, а рядом с Вами будут и родные, и преданные друзья, и верные коллеги-единомышленники. СПРАВКА «ВЕЧЕРНЕЙ МОСКВЫ» Михаил Швыдкой родился 5 сентября 1948 года. Окончил ГИТИС по специальности «Театроведение», доктор искусствоведения, профессор МГУ и РАТИ (ГИТИС). Начинал сотрудником журнала «Театр», работал гендиректором редакционно-издательского комплекса «Культура». Один из создателей и первый руководитель телеканала «Культура», за что был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства за 1999 год. С весны 1998 года по февраль 2000 года – председатель ВГТРК, в 2000-2004 гг. – Министр культуры Российской Федерации, потом – Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии, с 2008 года – спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству. Худрук Московского театра мюзикла, театровед, автор книг, телеведущий.