Войти в почту

Худрук Электротеатра Станиславский – о главных экспериментах нового сезона

В Электротеатре Станиславский прошел сбор труппы, посвященный началу нового сезона. Художественный руководитель Борис Юхананов поделился амбициозными планами и рассказал о предстоящих премьерах. Портал Москва 24 – о том, что ждет гостей одной из главных экспериментальных площадок столицы. "Сейчас мы составляем серьезные планы на три года вперед. Этот год у нас в календаре практически определен до дня. Конечно, такого рода программирование – большая ответственность. В то же время, это очевидная необходимость", – начал свое выступление Юхананов. Режиссер рассказал о своем новом масштабном проекте. В его основу ляжет классическая сказка Карло Коллоди о приключениях Пиноккио. "Я начну с огромной работы, которую мы уже ведем и планируем реализовать в следующем сезоне. Это практически блокбастер из пяти спектаклей "Пиноккио". Я собирался его выпустить раньше – работа очень трудная, серьезная. Для премьеры пяти спектаклей, в которых занята вся труппа, весь театр, мы отдадим июнь и июль", – поделился режиссер, добавив, что для "Пиноккио" специально пригласил большого мастера по дель арте. Коллега Юхананова Владимир Мирзоев и композитор Александр Маноцков также готовят многообещающую постановку. Ее рабочее название рассмешило худрука, потому что совпадает с названием одного из самых нашумевших детищ режиссера последних лет. Первой премьерой Электротеатра в этом сезоне станет международный экспериментальный проект Александра Чернышкова "Транскрипция ошибки". Его участники работают на стыке драматического искусства и музыкального перформанса. Часть средств на реализацию проекта было собрано краудфандингом. "В спектакле участвуют семь артистов-виртуозов из шести стран, – уточнил Юхананов. – Показы состоятся 30, 31 октября и 1 ноября. Дальше посмотрим, сможет ли этот спектакль у нас жить". Во второй половине ноября запланированы премьерные показы спектакля Дмитрия Курляндского и Веры Мартынов. В основу музыкальной постановки легли тексты современного поэта Станислава Львовского. "Дмитрий Курляндский и Вера Мартынов делают 21 и 23 ноября эксперимент на Малой сцене, называется он "Парасомнии". Там будет занят хор Электротеатра, который исполнит песни на стихи Львовского из цикла "Советские застольные песни". Они будут смешаны со снами, дневниками, но я не буду раскрывать это таинство. Еще Александр Белоусов написал партитуру к камерной опере "Книга серафима" по текстам Уильяма Блейка и Федора Достоевского", – рассказал режиссер. Еще несколько премьер пройдут на Малой сцене Электротеатра. Юхананов признался, что лично переживает за эти проекты и возлагает на них большие надежды. "Я очень радею за эти спектакли, это будет прекрасный и неожиданный разворот в нашей стратегии. У Ольги Великановой на Малой сцене будут весной "Таланты и поклонники". И Владимир Коренев становится режиссером, у него прекрасная дебютная работа – композиция "Служанки". Две эти премьеры состоятся весной на Малой сцене", – сказал худрук Электротеатра. Свою новую работу готовит и композитор Владимир Раннев. Автор давно и плодотворно сотрудничает с театром. Его спектакль "Проза", основанный на текстах Чехова и Мамлеева, стал одним из лучших театральных проектов 2017 года. "Раннев в соавторстве с художником Мариной Алексеевой и хореографом Анной Абалихиной готовит спектакль с рабочим названием "Геометрия". Премьера будет летом, вероятнее всего – в театральном дворе. Мы превращаем наш двор в полноценное театральное пространство, граунд у нас теперь свой, к весне его откроем", – добавил Юхананов. В следующем году на Малой сцене также выйдут завершающие спектакли проекта "Золотой осел". Это "Ипполит" Алексея Ковальчука, "Кошка на раскаленной крыше" Полины Fractall и "Алексей Смиренный". Первые показы запланированы на осень 2019 года. "Филипп Григорьян начнет работу над "Отелло", – продолжает Юхананов. – Мой ученик Клим Козинский разрабатывает "Ревизора". Пока ничего не буду говорить, но мне кажутся очень интересными его разработки. Возможно, это будет очень радикальный опыт", – делится режиссер. По словам художественного руководителя Электротеатра, сейчас площадка активно ведет переговоры с западными коллегами. Конкретные проекты пока не представлены, но, вероятнее всего, это дело времени. "Уже в этом сезоне к нам приедет испанский режиссер Наталия Менендес, – сообщил глава театра. – Мы проведем проект, продолжающий развитие кальдероновской темы. О конкретной пьесе пока не говорим. Менендес будет знакомиться с театром и артистами. С французским оперным режиссером Антуаном Жиндом обсуждаем идею сделать оперу только с нашими драматическими актерами. Потому что у нас потрясающие возможности. И мы хотим не просто поставить, а сами написать ее с русским композитором. Эта идея тоже не за горами. Кроме того, я с Дмитрием Курляндским и Владимиром Горлинским работаю над оперой "Орфей и Эвридика". Музыка Особое внимание в предстоящем сезоне Электротеатр уделит музыкальным проектам. Композитор Алексей Сюмак занят над созданием монооперы "Екатерина Вторая". Его коллега Борис Филановский пишет оперу по мотивам романа Аготы Кристоф "Толстая тетрадь". Свою новую работу для театра готовит и Алексей Сысоев, однако Юханонов не стал раскрывать подробности. "Театр накапливает и взращивает стержневые вещи, связанные с заветом Станиславского о соединении драматического искусства и новой музыки. Но это не может состояться, если не создан правильный раствор. Мы придаем серьезное внимание этим контекстам", – подчеркнул режиссер. Помимо собственных постановок Электротеатр продолжит работу над своими параллельными проектами, посвященными академической музыке и электроакустическому авангарду. "Это будут концерты академической музыки, к нам будут приезжать зарубежные коллективы. У нас появится система продвинутых абонементов. Будет абонемент, посвященный спектральной музыке, куратором станет Глеб Хохлов. Три концерта пройдут на лестнице Электротеатра в марте, апреле, июне. Дальше будет серия перформативных концертов для ударных. Куратор – Дмитрий Щелкин. В программе будут представлены произведения Джона Кейджа, Яниса Ксенакиса, Мортона Фельдмана и новейшая музыка: Дмитрий Курляндский, Алексей Сысоев и другие прекрасные композиторы", – сообщил руководитель театра. Юхананов также подчеркнул, что главной задачей труппы худрук видит воплощение заветов Константина Станиславского о создании качественно нового оперно-драматического театра. "Случилось со мной одно происшествие, которое я держал в тайне. Перед тем как я пришел в Электротеатр в 2013 году, мне приснился сон. Станиславский явился мне в облике булгаковского Коровьева. Он говорил: "Боря, ты понимаешь, зачем ты вообще живешь?" Я говорю: "Нет". "Ты живешь для того, чтобы воплотить мои идеи. Ты должен сделать новейшую оперу и как можно радикальнее!" И у меня было ощущение, что я говорю с высшей силой в облике Константина Сергеевича Станиславского. Во сне я получил завет на программирование нашего театра. И мы все теперь заложники этого сна", – пошутил режиссер. Юхананов также напомнил о площадке театра на территории бывшего электромашиностроительного завода. Еще осенью 2015 года неподалеку от станции "Белорусская" должен был открыться филиал Электротеатра. Однако руководству не удалось договориться с властями. "Мы хотели сделать филиал театра на "Белорусской". Уже сделали много усилий в эту сторону и продолжаем их делать. Разрешение играть там спектакли мы никак не получим. Но у нас есть надежда на город. Потому что город медленно, но неотвратимо выселяет заводы за черту Москвы. И у меня есть такая греза, что завод выселят, это станет пустым пространством, на котором, как мы знаем, появляются арт-кластеры. С другой стороны, у меня есть опасения, что существование арт-кластеров приводит людей к плохим последствиям. Так что, может, и хорошо, что все это небыстро происходит. Но если это произойдет, мы будем готовы. Мы скоро сделаем там большой репетиционный зал. И если удача к нам повернется, откроем там филиал", – заключил Юхананов.

Худрук Электротеатра Станиславский – о главных экспериментах нового сезона
© Москва24