На Волковском фестивале театралы увидят спектакли режиссёров-новаторов

На следующей неделе в Ярославле стартует международный Волковский фестиваль, один из крупнейших театральных смотров в нашей стране. Он ведёт начало с 2000 года, когда Россия отметила 250-летие первого русского профессионального театра на его родине, в Ярославле. С каждым сезоном Волковский фестиваль расцвечивается новыми находками, как было и в 2017 году, когда он был посвящён памяти великого режиссёра Юрия Любимова. Что ожидает зрителей на нынешнем фестивале, открытие которого состоится 17 сентября? Как живёт театр в наши сложные времена, что даёт силы актёрам и режиссёрам для творческих свершений? И доступно ли высокое искусство простым людям? Об этом корреспондент «АиФ» побеседовал с исполнительным директором Волковского фестиваля Татьяной Цветковой. Улыбка «Золотой маски» Игорь Велетминский, «АиФ-Ярославль»: Татьяна Фёдоровна, расскажите, как вы пришли в профессию, как стали два года назад творческим куратором столь престижного Волковского фестиваля? Татьяна Цветкова: Я уже почти двадцать лет в театре. Родилась и выросла в городе Твери, бывшем Калинине. И вот однажды, когда я училась на филфаке Тверского государственного университета, моя подруга предложила мне поработать в местном театре. Конечно, за сценой, нужно было помогать реквизиторам. Я поняла, что это - моё. С тех пор живу театром. После филфака поехала в Москву и поступила на театроведческий факультет легендарного ГИТИСа. Когда затем работала в ТЮЗе моего родного города, наши спектакли попали сразу в пять номинаций главной театральной премии России «Золотая маска». Два года назад художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли пригласил меня заниматься фестивалем. С ярославским театром меня многое связывает. Мой муж работает в нём художником по свету. Когда меня спрашивают о Ярославле, отвечаю: главное - живая творческая работа. Волковский даёт такую возможность в полной мере. Интенсивность порой зашкаливает! - Вы много лет живёте театром и поэтому видите не только его парадную сторону. Часто приходится слышать о том, как трудно актёрам стать востребованными, как сильна зависимость от случая. Театр жесток и привлекателен одновременно? - Театр, он никому ничего не должен. Я глубоко уверена, что счастье в том, что театр пустил нас к себе! Шанс есть у каждого, но выживает сильнейший. Именно с этим связано немало личных драм у многих людей театра. Театр - это такой космический организм, который удивительно точно чувствует тех, кто отвечает ему преданностью, и отторгает всех остальных. Поэтому надо быть готовым к тому, что будет тяжёло и сложно, что нет гарантий успеха. И созидать свой счастливый случай. Казаться - хотят, быть - боятся - Финальным аккордом Волковского фестиваля в этом году станет премьерный спектакль по пьесе нобелевского лауреата Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора». Но эту пьесу мало кто ставил, и, видимо, не случайно: есть риск, что новаторский замысел драматурга не будет воспринят зрителем... - На сцене Волковского театра эту пьесу точно никогда не ставили, в России - считанное число раз. Тем интереснее будет ярославским зрителям премьера: польский режиссёр Анджей Бубень ставит пьесу итальянца на сцене «Первого русского». Спектакль начинается с того, что зритель присутствует на открытой репетиции и является непосредственным участником всего происходящего на сцене, но неожиданно появляются шесть «персонажей», созданных фантазией драматурга. И начинают вести свою собственную жизнь, проживая истории, придуманные драматургом для них в недописанной пьесе. Эта пьеса о том, что люди зачастую хотят «казаться», играть навязанные им чужие роли, но боятся «быть». Ведь быть самим собой - это очень страшно. И в результате вымышленные персонажи намного реальнее живых людей. Иллюзия бьёт реальность. В своём спектакле Анджей Бубень беседует со зрителем, обсуждая трагедию отчуждения близких людей. Каждый персонаж спектакля считает себя цельной личностью, но на самом деле он разрываем противоречиями между надетой «маской» и сложностью истинных человеческих чувств, «лицом». В спектакле граница между двумя мирами - реальным и придуманным - неумолимо и опасно стирается, приводя к неожиданной развязке. - Один общий вопрос будет уместен. Сейчас режиссёры ведут бурные поиски новых форм, скажем, прошлый фестиваль ознаменовался так называемым иммерсивным спектаклем, или «бродилкой». Нет ли опасности, что театр перестанет им быть, перейдя в какое-то новое качество? - Я много езжу по театрам и всегда удивляюсь: «Как всё меняется!» Скажем, в Тюмени есть театр «Космос», в котором зрителям дают 3D-очки, и они на спектакле, таким образом, видят объёмную картинку. Ты можешь выбрать направление, за которым хочешь следить. Кроме того, зритель одновременно оказывается и актёром, и режиссёром. Анджей Бубень, кстати, тоже использует весь спектр таких «инноваций». Примеров множество. Тема эта вызывает бурные споры театроведов. Высказываются мнение, что традиционный методологический подход к современному театру устарел. Что есть театр? Это артист плюс зритель. Это две главные составляющие. А сцена, кулисы, софиты, прочие атрибуты - их может и не быть, а театр в новом понимании остаётся. И все бесчисленные эксперименты, может быть, и нужны для того, чтобы уяснить это положение вещей. Гамлет - это женщина - Гостей фестиваля ожидает и новое прочтение «Гамлета». Судя по отзывам на этот спектакль, тоже «на грани». - Да, пройдёт спектакль режиссёра Юрия Бутусова, который после премьеры в Санкт-Петербургском государственном театре им. Ленсовета в декабре прошлого года сразу стал самой обсуждаемой новинкой театрального сезона. «Гамлет - давно уже миф, не человек. Это - духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха. Поэтому в спектакле отнюдь не случайно нет финальной шекспировской сцены - Гамлет не может умереть», - говорит Юрий Бутусов. Главного героя играет женщина, потому что, по словам режиссёра, «женщины знают о жизни гораздо больше, чем мужчины». Но Гамлет всегда остаётся тайной. Он тот, кто бросает вызов веку. Понять Гамлета - значит, понять век. - По стоимости билетов этот спектакль доступен рядовым театралам? - В Санкт-Петербурге цена билета на «Гамлета» составляла минимум 7 тыс. руб., в Ярославле - примерно в 2,5 раза ниже, что делает столь значимые театральные достижения более доступными людям. - В чём особенность пьесы «Утиная охота», которую люди старшего поколения прекрасно знают по кинофильму с гениальным Олегом Далем в главной роли? -«Утиная охота», безусловно, одна из лучших и загадочных пьес Александра Вампилова. Заслуга режиссёра Евгения Марчелли в том, что он смог вывести сюжет пьесы из контекста советского быта, тем более что текст, написанный более полувека назад, звучит чрезвычайно современно. Его Зилов в исполнении Ивана Янковского, внука Народного артиста СССР Олега Янковского, - не разочарованный в себе и в жизни персонаж, а молодой человек, полный любви, нежности и жизненной силы. Премьера состоялась в Московском театре им. Ермоловой в прошлом году. «Меня привлекает «загадка Зилова». При кажущейся простоте истории очень трудно определить причинно-следственные связи происходящего. Что это? Разочарование в себе и в жизни или разочарование жизни в себе? Что такое охота? Территория свободы или агрессивного сброса жестокости? Территория убийства - не ради выживания, а ради развлечения? Почему человек так трагически не умеет жить?! Эти вопросы бесконечно мучают при попытке разобраться в герое. Мне Зилов симпатичен, несмотря на его явную «отрицательность», - вот как об этом говорит Евгений Марчелли. - А что предстоит за спектакль, место проведения которого неизвестно? - Это спектакль Poe.Tri. проекта «Театр. На вынос» из Санкт-Петербурга. «Уважаемые зрители, о месте проведения спектакля мы сообщим вам по телефону, который вы указываете при покупке билета онлайн или в кассе», - так начинается для зрителя этот цикл прогулок с поэтами по различным местам города. «Взаимодействие драматургии спектакля с городом, а зрителя с происходящим в спектакле - неотъемлемые атрибуты нашего театра», - поясняет режиссёр проекта Максим Карнаухов. Как видите, на фестивале будет много интересного, взаимодействуют достижения европейского театра и традиции великой русской культуры. Ярославский зритель непредсказуем, это известно, и потому особая интрига в том, как он воспримет образцы современного театрального искусства.