Театр жизнерадостных актёров. Что такое инклюзивная студия?
Творческая инклюзивная студия «Э-моция» - это территория неограниченных возможностей. Ее участники уверены - все ограничения в голове. О том, как простые люди становятся актерами и что помогает им раскрыться, рассказывает «АиФ-Казань». Действующие лица «Наш первый спектакль мы поставили уже через три месяца после появления, - рассказывает руководитель студии Инесса Клюкина. Мы беседуем с ней и несколькими участниками коллектива перед очередной репетицией. - Это был небольшой перфоманс «Сердца города». Позже появились «Страна сломанных игрушек» и «Снег» - эскиз по роману Максанса Фермина, в котором даже те, кто пользуется в повседневной жизни коляской и костылями, играют без их помощи. Наконец, в мае состоялась премьера четвёртого спектакля «Алые паруса. Исповедь Ассоль». Он состоит из историй реальных девушек с инвалидностью и без». Идея создания инклюзивного театра витала в воздухе. Однажды директор Дворца культуры «Юность», в котором работала Инесса, предложил ей создать новое интересное направление занятий. Пообщавшись со своим окружением, девушка, недавно принявшая участие с конкурсе красоты среди жещин с инвалидностью, поняла, что в её проекте должны участвовать люди с ограниченными возможностями здоровья. Первое же её сообщение в соцсети получило массу откликов. Нашлись творческие люди, безвозмездно предложившие свою помощь. Уже на первое занятие пришли 22 человека, в том числе режиссёры Неля Суркина и Лилия Хасанова, которые поставили первый спектакль. Сейчас студия состоит из 18 участников, среди них как 20-летние, так и 50-летние актёры. Люди приходят сюда самыми разными путями. Кто-то стал актёром после того, как пришёл на одну из постановок в качестве зрителя. Миляуша Ахмадиева на их первом спектакле была визажистом. Сейчас она педагог по вокалу и участница проекта. «Первый вечер стал для меня открытием, - признаётся она. - На спектакле царит такая атмосфера, что даже самые сомневающиеся в себе участники выдают отличный результат, и я не исключение. На сцене я забываю о страхе и волнении. Мне нравится наблюдать, как шлифуется спектакль в процессе работы и в итоге получается что-то потрясающее. На первых порах многие участники уверяли меня, что у них нет голоса. А теперь у нас все девушки поют. А всего-то и нужно немножко уверенности и настойчивость. Иногда на сцене более опытного выручает тот, кто только начинает раскрываться». Надя Дунаева – одна из тех девушек, которая поёт. Она прикована к инвалидному креслу, но это совершенно не мешает ей. Главное, что она обрела в студии, - уверенность в себе. Сейчас девушка участвует ещё в одном проекте под названием «Проверено Э-моцией». Ребята посещают общественные места и описывают потом, насколько они доступны для людей с инвалидностью. «Для меня театр стал вызовом, - подключается к беседе Алина Бурнашева. Она только что расположилась в кресле вестибюля, отложив в сторону свои костыли. - Идёшь на репетицию и заряжаешься эмоционально». Свою помощь охотно предлагают ребята из театрального училища, педагоги, которым всегда есть чем поделиться на мастер-классах. Однако «Э-моция» - это не только актёры и неравнодушные режиссёры. Сплочённый коллектив вполне готов принимать других участников. Можно не только влиться в команду, но и помогать на добровольных началах как волонтёр. Реквизит и несложные сложности Деньги на развитие студии, костюмы и реквизит ребята находят у спонсоров. Немного удаётся собрать в специальный ящичек для сборов – непременный атрибут каждого спектакля. Ближайший спектакль, по словам Инессы, поставят на выигранный студией грант. На вопрос, в чём сложность такого рода постановок, где одновременно играют люди с инвалидностью и без, Инесса отвечает: «Чисто физическая». По будням студия репетирует в здании недалеко от центра города, в выходные - в ДК «Юность» на Жилплощадке. Многих участников пугает удалённость репетиционной базы. Хорошо, что раз в неделю участников возит социальное такси. «А что касается постановок, то, как говорит наш режиссёр, ограниченные возможности дают волю фантазии в поиске новых форм, - говорит Инесса. - Все ограничения в голове, поэтому особенно ценно, когда зрители не понимают, кто из актёров с инвалидностью, а кто - без. Эта идея воплотилась в пластическом спектакле «Снег». А вообще режиссёр, работающий с нами, видит наши внутренние запросы и выбирает соответствующие постановки». Чем интересен их проект обычным людям? «Мы клёвые! - восклицает Инесса. - А если серьёзно, то у нас все ребята получают азы актёрского мастерства с приглашёнными преподавателями бесплатно. Есть мастер-классы, проходят выездные творческие «интенсивы», мы ездим на гастроли. Если люди хотят выходить на сцену, заниматься творчеством и раскрываться, то здесь они могут это сделать». У Рамиса Ахмедуллова физических ограничений нет. Ему понравилось общаться с другими участниками, видеть, как они развиваются, хотя изначально не ощущали в себе никаких талантов. Недавно Рамис начал играть на терменвоксе. Это музыкальный инструмент, реагирующий на изменение электромагнитных полей, генерируемых антеннами. Извлекать звуки на нём можно, не касаясь пальцами. «Вообще, мы стремимся говорить не про инвалидность, а про искусство, - резюмирует Инесса. - Про то, что здесь у нас среда, где нет ограничений и можно сделать что-то круче, чем в обычном театре».