В РГДБ стартовала интерактивная выставка "Борис Заходер"

Во время торжественной церемонии открытия выставки рассказали о Борисе Заходере, вспомнили о его личности и творческой деятельности. Вспомнил о нём и художник-иллюстратор Виктор Чижиков. — У Заходера были образные герои. Он говорил мне: "Витя, я дам тебе только один совет: если кто-то страшный, то пусть будет очень страшный, если кто-то хитрый, то пусть будет очень хитрый. Ведь ты же карикатурист по натуре. Преувеличивай. Как ты делаешь шаржи на друзей, так и на моих персонажей сделай такие же шаржи". Книга называлась "Волчья песня" – сначала она вышла в издательстве "Малыш", потом и в издательстве "Прогресс" на разнообразных, малознакомых языках мира. Я покупал эту книгу, изданную на многих языках. Но на любом языке Заходер оставался Заходером, раскупалось всё, а тиражи тогда были огромные. Потом, после "Волчьей песни", ещё в одном издательстве, дали иллюстрировать замечательную книжку "Русачок", — и разрешили использовать только два цвета. И мне, дальтонику, это было на руку. Я взял чёрный, коричневый и с удовольствием взялся за работу. Мне нравилась эта цветовая скупость. Когда тебя в чём-то одном ограничивают, ты стараешься это компенсировать в другом. И, на мой взгляд, в плане образности книжка получилась удачной. Заходер говорил верно, что ребёнка не столько поражает цвет, сколько борьба добра и зла. И мне тоже всегда интересно изображать борьбу, однако такая возможность предоставляется редко. Фото: Елизавета Гришанова Заходер позвонил мне и сказал: "Витя, бросай все дела!", а я как раз заканчивал иллюстрировать "Алису". "Сейчас в журнале "Пионер" они хотят печатать продолжение, бросай эту книжку! — сказал он мне. Давай встретимся в Доме литераторов". На встрече он сделал мне предложение, к которому попросил серьёзно отнестись. "Все мечтают проиллюстрировать Алису: это как все актёры мечтают сыграть "Гамлета"… Сохрани типажи, который придумал первый иллюстратор "Алисы", — сказал он. Этим он меня обескуражил: ведь художнику всегда хочется придумать всё заново, всё сделать по-своему. Я ответил, что мне это неинтересно. "Вот когда ты будешь делать книжку, я тебя ни о чём просить не буду, — сказал Заходер, — а сейчас сохрани типажи…" Фото: Елизавета Гришанова Он отдал мне фотографии типажей, и потом мне ещё раз захотелось передумать. Ничего перерисовывать я не желал. А жена говорит мне: "Тебя просят. И не кто-нибудь, а Заходер. Так будь добр сделать это". Я начал копировать — и с каждым шагом я терял интерес к этому занятию: мне не хотелось быть копиистом. Под конец я начал создавать своих героев, придумывать их заново, вошёл в азарт, и в журнале "Пионер" всё прошло удачно. Потом ещё в одном издательстве меня попросили сделать эти же рисунки в цветном варианте. Когда я выполнял их в цвете, я ещё дальше ушёл от первоначальных типажей, уже был вполне самостоятельным иллюстратором. Хочу сказать, что погружаться в тексты Заходера всегда очень приятно, потому что вместе с ними ты оказываешься в талантливой жизни этого замечательного человека, перестаёшь думать об окружающей действительности. Всегда рисуешь с необычайным проникновением в тему благодаря великому таланту. Наше сотрудничество было просто прекрасным. — Недавно одна женщина-врач спросила меня: "Где мне достать первое издание "Алисы", которое проиллюстрировано Чижиковым?" А эти иллюстрации делались в начале 70-х годов. Я напряглась: когда я разбирала книжки, нашла несколько номеров журнала "Пионер", пообещала этой женщине отсканировать иллюстрации. Я была уверена, что в журнале есть всё, — рассказывает вдова писателя Галина Заходер. — Но там не нашлось одного или двух номеров. Я сказала, что я могу принести любое издание "Алисы", однако человек хотел именно с иллюстрациями Виктора Чижикова. Это было трогательно. Фото: Елизавета Гришанова После выступления детской театральной студии с номером-подарком ко дню рождения Бориса Заходера посетители ознакомились с выставкой. На ней представлены иллюстрации студентов Института графики и искусства книги имени В. А. Фаворского. Зная о предстоящем юбилее Бориса Заходера, РГДБ и организаторы выставки дали студентам задания — проиллюстрировать его произведения, и они с ним хорошо справились. Среди студенческих иллюстраций — один дипломный проект, несколько работ третьекурсников и четверокурсников, но в основном это работы первокурсников. Также на экспозиции представлены работы Виктора Чижикова. Фото: Елизавета Гришанова Особое место на выставке занимает толстый архивный альбом семьи Бориса Заходера с фотографиями, биографическими заметками, дневниковыми записями и цитатами — как самого Бориса Владимировича, так и Галины Сергеевны. Чёрно-белые и цветные фотоснимки с подписями рассказывают о яркой, интересной жизни творческого человека — от детства в Одессе и Москве, учёбы в 25-й "образцово-показательной школе", описанной Кавериным в "Двух капитанах", и литинститутского студенчества, до зрелых лет — жизни в доме в Комаровке Московской области. На участке около этого дома есть старинный фонарь, который Заходерам подарили их друзья: в 1902 году на него смотрел сам Антон Чехов. Борис Заходер, как известно, любил собак: задорные и весёлые фотографии с этими домашними любимцами занимают немалую часть в альбоме. А сам альбом — это часть инсталляции, изображающей дом и участок Заходера: внутри можно посидеть на деревянных дачных скамейках за столом с фруктовой корзиной и сфотографироваться. Фото: Елизавета Гришанова В организации выставки принимала участие Галина Заходер.

В РГДБ стартовала интерактивная выставка "Борис Заходер"
© Ревизор.ru