Войти в почту

Ржавая жизнь. Как в Сибири отмечают 150-летие писателя Максима Горького

Сибиряки живо интересуются Горьким. В частности, в юбилейный год (а в 2018 году Горькому исполняется 150 лет со дня рождения) в Новосибирске планируется показать 4 премьерных спектакля по пьесам великого русского драматурга. Без хулиганства не обошлось Например, Театр под руководством Сергея Афанасьева открывает этот сезон премьерой пьесы «Васса Железнова». Историю матери, семья которой буквально «рассыпается в ржавую труху» на глазах, вывел на подмостки Сергей Афанасьев. Это первая премьера сезона. Максим Горький написал два варианта этой пьесы, новосибирские зрители увидят более поздний – второй. «Второй вариант хоть и написан в 1935 году, но сделан жёстче, выписан драматургично более чисто, более событийно, – говорит режиссёр. – И я как любитель событийного театра — очень упругого и взрывного — конечно же, остановился на этой пьесе». В главной роли дебютирует Анастасия Неупокоева, которая будет занята и в следующем спектакле, работа над ним начнётся 1 сентября – «Под одной крышей» Разумовской. «Никаких инноваций у нас здесь нет, кроме одной, – внимательного прочтения горьковского текста. Сейчас это самое немодное и неинтересное направление. Читать пьесы стало немодно и неинтересно. Тем более как-то разрабатывать характеры персонажей артистов, – комментирует Сергей Афанасьев. – В основном сейчас популярна «ноль позиция» в способе актёрского существования – то есть ничего не играть, а выполнять режиссёрские задачи. Но все наши усилия мы направили на разработку характеров, событийного поля пьесы, отношений, конфликтов, столкновений. Впрочем, не обошлось без некоторого хулиганства по отношению к пьесе. Но поверьте, это хулиганство только выглядит как хулиганство. На самом деле всё, что мы делаем на сцене, – это всё прочитано в пьесе. И я это могу доказать, если понадобится». «Нам надо чего-то горького... » Идею «Вассы» Сергей Николаевич вынашивал много лет. «Идея поставить эту пьесу давно бродила в стенах театра, – говорит режиссёр. – Но, может быть, в связи с геополитической ситуацией в стране сейчас эта пьеса просто вырвалась наружу, как ядерный заряд. Начали мы в мае, провели застольный период. И шестого августа у нас уже была премьера. То есть очень быстро родился спектакль – видимо, потому, что очень хорошо подготовлена почва в городе и в стране». Сценография спектакля, которую создал художник-постановщик Владимир Фатеев, постоянно сотрудничающий с ГДТ, – как обычно, предельно символична. Зрители обнаружат семью Железновой в пространстве, напоминающем ржавые стены здания-корабля (как мы помним по тексту, одна из самых деструктивных героинь Горького Васса – владелица пароходной компании). «Оказалось, Горький очень современный. На сцене раньше была другая среда вместо этой рыжей, – рассказывает Владимир Фатеев. – Но однажды я проснулся – и что-то меня как-то бередит. А у соседа сверху я посмотрел – крыша ржавая после дождя. И я тогда пришёл, всё «разбомбил» и закрасил ржавчиной». В этом сезоне, кроме спектакля ГДТ, на сценах новосибирских театров появятся «Дети солнца», «На дне», а также «Сказки об Италии». «Мне кажется, что Горький, как один из ярчайших представителей русской классики, один из острейших представителей, причём не сатирик – а такой взрывной, глубинного действия драматург, – немного «подустал». И ему дают сейчас отдохнуть, – продолжает Сергей Афанасьев. – Но у всех Горький разный. Вот у нас Горький – очень горький. В других театрах – не знаю, может, и «сладкий», может, «кислый» какой-то... всё зависит от того, что режиссёр находит в этом материале. Мне кажется, что ещё фамилия и сочетание звуков в этой фамилии играют большую роль. Сейчас хочется чего-то горького. Вот думаю, что Пешкова бы (настоящая фамилия Горького. – Прим. ред.) сейчас не все стали ставить так: ну Пешков и Пешков – «пешка». А вот Горький! И поэтому Алексей Максимович понимал это и взял такой псевдоним. Сочетание рокочущих и гремящих звуков притягивает. Сейчас такое время – нам всем надо чего-то горького!»