Почему греки сидят в храме, а русские стоят
Строго говоря, самые первые христиане во время проведения первых литургий не стояли и не сидели, а возлежали во время трапезы, которая оканчивалась Евхаристией. Позже христиане в храмах стали молиться сидя, и только после VI века появился благочестивый обычай стоять перед Богом во время молитвы. Виноват Тертуллиан? В видение того, как верующий во Христа человек должен молиться — сидя или стоя, внес свою лепту раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан, который в книге «О Молитве» написал, что человеку вообще непристойно сидеть перед тем, кого он почитает и страшиться, и тем более недостойно и даже нечестиво сидеть перед лицом Живого Бога, перед которым даже Ангелы склоняются с трепетом и со страхом. В научной работе историка из Белгорода Анастасии Дмитриевны Стржалковской «К истории развития богослужения в Византии» говорится о том, что знаменитый проповедник, епископ Иоанн Златоуст произносил свои речи часами. Епископ сидел на специальном троне на аспиде – алтарном выступе, а люди в храме стояли и слушали. Очевидно, что подобный способ проповеди был перенят у Христа, поскольку ранняя христианская живопись изображала его сидящим во время проповедей. Кроме этого, сидя проповедовали и у иудеев. С крещением Руси из Византии пришел и обычай стоять в храмах во время служб. В тесноте да не в обиде? Впрочем, это не единственная версия: некоторые священники указывают на то, что обычай стоять в храме на Руси возник и закрепился из-за того, что церкви на Руси строили небольшие, возможно, исходя из соображений экономии – в зимнее время помещение приходилось отапливать с помощью тут же стоящих печей, верующих было много, и для сидений попросту не хватало места, тем более что холодный климат не позволял верующим находится снаружи или держать двери храмов открытыми. Постепенно обычай стоять в храмах перед Богом стал традицией, которая, впрочем, отличается гибкостью, ведь возможность для сиденья в русских храмах все-таки есть: у задней стены всегда стоят скамьи для немощных, больных и престарелых прихожан, не возбраняется на длительные службы и Всенощные приносить с собой стулья и скамьи. Без страдания – нет развития Однако надо признать, что русский народ настолько привык быть к себе строгим в вопросах веры в Христа, что даже самые старые и больные люди стараются из последних сил выстоять на ногах всю службу, справедливо полагая, что Бог дает каждому по его подвигу и каждого прощает по его труду и желанию. Действительно, жизнь во Христе – это не отдых, а непрерывный труд, очищение души от грехов, которое не происходит без страданий. Писатель Федор Михайлович Достоевский считал, что духовное и физическое страдание – главное условие для духовного развития русского человека. Кроме этого, русский человек привык относиться к Творцу с особым благоговением и просто не может себе позволить сидеть при Нем. Большинство прихожан, отстаивающих длинные службы, считают это подвигом во имя веры и следуют написанному в Ветхом Завете: «Востани перед лицом старца, и чти лицо его». Ведь если так следует почитать старца, то Бога следует почитать еще более. Для русского стоять во время молитвы – это подвиг аскезы, благодаря которому происходит более сильный духовный рост, а отклик на молитву со стороны Горнего Мира приходит быстрее. Впрочем, многие пастыри предостерегают от чрезмерного усердия, ведь бывают случаи, когда нездоровые люди стоят до тех пор, пока не почувствуют себя плохо, и тогда им уже не до молитвы. Именно о таких молитвенниках говорил Святитель Филарет Московский, указывая, что «лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах». Впрочем, нельзя впадать в другую крайность и расслабленно сидеть на скамье во время всей службы. Существуют несколько моментов, когда верующий человек должен встать (если, конечно, он в состоянии это сделать) – это чтение Евангелия, во время молитвы Символ веры и все то время, когда распахнуты Царские (центральные) врата иконостаса. Во время службы их распахивают как символ двери, которую Христос открыл человеку для вхождения в Его Царство. В этом случае верующим виден алтарь, и они встают в знак особого благоговения перед Богом. А что греки? Некоторые верующие люди объясняют возможность в греческой православной церкви сидеть во время службы тем, что греки якобы были больше подвержены влиянию католиков, чем восточные славяне. Это не так. Более верным будет сказать, что греки сохранили обычай ранних христиан сидеть во время богослужения – в греческих храмах установлены скамьи или сиденья – стасидии для всех прихожан без исключения. Более того, даже названия богослужебных текстов до сих пор нам указывают на то, что во время их чтения полагалось сидеть. Например, название текста «кафизма» так и переводится с греческого – «сижу». Возможно, связано это было и с тем, что в Греции не было таких больших приходов как на Руси, и все спокойно умещались в храмах во время молитвы сидя. Даже на Святой горе Афон в самых строгих монастырях стоят стасидии или скамьи. Однако справедливости ради надо сказать, что службы в афонских монастырях служат по полному чину и не в пример дольше, чем в русских храмах. Например, праздничная пасхальная служба там длится восемь часов – она начинается в 10 вечера и заканчивается в 6 часов утра.