От тайного хода до обмана Росси. 10 фактов об Александринском театре
10 сентября 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», впоследствии ставший Александринским. Он стал первым государственным общедоступным театром. Уже в то время его репертуар был богат и разнообразен. Современные постановки продолжают радовать истинных ценителей искусства со всего мира. В день рождения Александринки SPB.AIF.RU публикует малоизвестные факты о театре. Театр без здания Хотя будущий Александринский театр был основан еще в 1756 году, на протяжении почти 80 лет у него не было собственного помещения. Актеры, которых пригласили в Петербург из Ярославля, репетировали и давали представления на импровизированных сценах по всему городу. Современное здание по проекту архитектора России на площади Островского было построено лишь в 1832 году. Первым спектаклем, который показали на новой сцене, стал «Князь Пожарский». Поэт у руля Первый директором театра стал известный русский поэт Александр Сумароков. На этом посту драматургу пришлось совмещать сразу несколько должностей. Он был и художественным руководителем, и сценографом, и постановщиком. Сумароков сам проводил для актеров уроки мастерства, контролировал выпуск афиш и продажу билетов. Впоследствии литературный критик Виссарион Белинский назовет Сумарокова отцом русского театра. Два названия Когда в XIX веке у театра появилось здание, он стал Александринским. Такое название он получил в честь Александры Федоровны – супруги императора Николая I. В советский период театр был переименован в Пушкинский. Это произошло в 1937-м, в год столетия со дня смерти поэта. В 1991 году учреждению вернули первоначальное имя, однако многие люди продолжают называть театр «по старинке» – Пушкинским. Когда петербуржцы слышат это название, они сразу понимают, о чем идет речь. Царская ложа Для монаршей четы в театре построили отдельную ложу. Интересно, что после всех реконструкций здания царская ложа отлично сохранилась до наших дней: на конструкции осталась даже первоначальная узорная резьба. Билеты в ложу находятся в свободной продаже, и по сей день каждый зритель может почувствовать себя членом императорской семьи и увидеть происходящее на сцене так, как это видели русские цари. Всего в зрительном зале театра 1378 мест, 12 из них находятся в царской ложе. Обман Росси Николай I хотел, чтобы в зрительном зале Александринского театра была обивка красного цвета. Росси же представлял себе зал совершенно по-другому. Архитектор не мог перечить императору, поэтому решился на хитрость. Он объявил царю, что ткани красного цвета нет в наличии, а ждать ее придется очень долго, и тогда театр не будет открыт в срок. Монарх согласился с доводами Росси, и тот использовал обивку голубого цвета. В ходе одной из последующих реставраций мастера все же декорировали зал красной тканью, как того желал Николай. Этот цвет остается в Александринке и в наши дни. Опальный архитектор Николаю I так понравилось здание театра, что в знак признательности он подарил Росси в пожизненное пользование одну из лож в зале. Как рассказывают историки, через некоторое время архитектор, чтобы поправить свое финансовое положение, начал распродавать билеты в свою ложу другим людям. Все было бы хорошо, если бы однажды он не продал билеты на один и тот же спектакль знатному дворянину и купцу. Дворянин возмутился, что рядом с ним в ложе сидит «какой-то торгаш», и устроил целый скандал! Этот случай стал известен Николаю I. Император обиделся, что Росси поступает с его подарком таким способом, и забрал у него ложу. С тех пор архитектор больше не получал царских подарков. Падение и взлет Комиссаржевской В 1896 году в Александринском театре готовили спектакль по пьесе Чехова «Чайка». В ту пору в учреждении был кризис, который чувствовался в устаревших постановочных приемах, недостатке современной режиссуры и других изъянах. Спектакль с крахом провалился: его не спасла даже молодая и талантливая актриса Вера Комиссаржевская, исполнявшая роль Нины. После такой неудачи Комиссаржевская решила уйти из Александринки и открыть свой собственный драматический театр, что она и сделала. Сейчас учреждение пользуется большим успехом у театралов. Слышно с любого места Александринский театр славится своей поистине великолепной акустикой. Даже если актер тихо прошепчет что-нибудь со сцены, его слова будут слышны из любой точки зрительного зала. По этой причине театралы не переживают, покупая билеты на последний ряд: все будет прекрасно слышно, для лучшего восприятия остается лишь запастись биноклем. Тайный ход В Александринском театре у царей был отдельный кабинет, где они дожидались начала спектакля или же беседовали с понравившимися артистами. Отсюда монархи по скрытым от посторонних глаз лестницам могли попадать в зрительный зал или же спускаться вниз, в подвалы театра. Сейчас одна из этих лестниц приспособлена для зрителей бельэтажа, а на месте двери, которой пользовался император, сейчас находится зеркало. Трансформер в театре В 2013 году открылась Новая сцена Александринского театра. На ней проходят самые смелые экспериментальные постановки. Главная особенность нового здания – его сцена-трансформер, которая способна видоизменяться в зависимости от запланированного на ней мероприятия. Она походит для проведения концертов, спектаклей, лекций и встреч с известными людьми.