Золотой гроб царевича Дмитрия
Ошеломительное произведение ювелирного искусства, своего рода древнерусская «маска Тутанхамона». Младший сын Ивана Грозного, как известно, загадочно погиб (в 1591 году), что позволило взойти на трон Годунову. Потом началась катавасия со Лжедмитрием. В мае 1606 года Лжедмитрия выкинули из окна кремлевского терема. Следующему царю Василию Шуйскому приходилось разбираться со Лжедмитрием II, который маячил на подступах к Москве аж до 1610 года. Чтобы подчеркнуть, что царевич-таки давно мёртв (а не сидит в Тушино), царь Василий Шуйский инициировал шумную пиар-историю про то, что невинно убиенное дитя Димитрий Иоаннович стал святым. Чтобы подтвердить гибель царевича, в Углич была направлена специальная комиссия под руководством митрополита Филарета (отца будущего царя Михаила Федоровича). Комиссия должна была удостоверить, что тело царевича на месте. Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице, по оппозиционным слухам, лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов, болтали, что это Филарет купил у некого стрельца его малолетнего сына, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия). Такие чудесные мощи оставлять в Угличе было нельзя: великолепный инфоповод же! Отвлечем страну от роста налогов и возможного дефолта. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой (царицйе Марией Нагой). Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, веско опознал царевича и повелел гроб закрыть. Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного — «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». Современное местонахождение мощей царевича в соборе (ныне в основном пространстве, каменную сень с оградой соорудили позже). Иван Грозный с двумя старшими сыновьями погребен за алтарной преградой, и доступа к нему нет. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых. Таким образом, с XVII века он становится одним из самых почитаемых русских святых. Почему я это рассказываю? Чтобы стало понятней, отчего эта вещь такая роскошная. На дальнем плане — крышка раки св. Кирилла Белозерского. Из династии Шуйских на русском троне задержались правителей ровно 1 шт., и на престол взошел первый Романов, Михаил Федорович. Сын того самого Филарета, который обрел останки царевича. Теперь он стал уже патриархом и, де-юре, главой государства при малолетнем сыне. Филарет не хуже предшественника понимал про пиар, поэтому история с почитанием царевича Димитрия продолжала разворачиваться. Более того, новая династия постоянно старалась подчеркивать свою связь с последними Рюриковичами, преемственность. Например, Михаил и его сын Алексей своих детей называли теми же именами, что Иван Грозный, тоже приказывали с них делать мерные иконы, ну и прочую всякую монархическую атрибутику поддерживали. Первые Романовы старательно подчеркивали, что в бедах Смутного времени они не виноваты, это все Годуновы и Шуйские, а их, Романовых, вообще и близко-то не было, они как раз покурить вышли. Поэтому в развитие культа рюриковича Димитрия продолжали активно вкладываться. В 1630 году по заказу царя Михаила Федоровича и был создан этот самый экспонат. Официально он называется Крышка раки царевича Димитрия и хранится в Оружейной палате, то есть является частью фондов Музеев Московского Кремля. Остальные части раки (гроба) не сохранились: их похитили во время Отечественной войны 1812 года. Удалось спасти вот только эту крышку, с изображением. На боковых сторонах, скорей всего, просто были узоры, как на той, где мощи Дмитрия лежат в наши дни. В Архангельском соборе мощи царевича находятся в другой раке, без этой крышки. Вид раскрытой современной раки в соборе изнутри. Вот описание крышки раки из каталога музея: Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова. 1628−1630 годы. Мастерские Московского Кремля. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение, эмаль. 158,3×70,3. Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Реставрирована в 1985 году Н. И. Долговым. ММК. инв. МР-9989. «Крышка раки принадлежит к числу наиболее значительных творений мастеров-ювелиров Серебряной палаты Московского Кремля, выполненных под руководством одного из лучших ювелиров страны Гаврилы Овдокимова. На крышке помещена чеканная горельефная фигура юного царевича в нарядном облачении. Хотя изображение подчинено определенному канону, детское лицо царевича, мягко смоделированное, со слегка выпяченной нижней губой и широко открытыми глазами, создает впечатление известной портретности образа. Это произведение свидетельствует об исключительно высоком уровне профессионального мастерства русских чеканщиков XVII века». Это единственное фото, на котором мне удалось сфотографировать крышку «во весь рост». Увы, получилось расплывчато. Очень круто, что сохранились имена художников, которые сделали этот позолоченный «портрет». Вот он каков, наш «русский Тутанхамон», шедевр ювелирного искусства в жанре посмертного портрета! Источник