Партизаны с баллонами. Граффити-художник - об искусстве и вандализме
В Красноярске состоялся девятый международный фестиваль уличного искусства «Крась!». За всю историю его проведения современные художники разрисовали живописью и графикой более двух тысяч квадратных метров, что равно площади небольшого стадиона. Как увлечение, которым обычно занимаются по подворотням и гаражам, выросло во что-то большее и насколько развито в краевой столице направление граффити, «АиФ-Красноярск» рассказал организатор фестиваля, художник Юрий Аверин. В Сибири-самые суровые - Всё началось в 2009 году. Мы с командой единомышленников, молодыми и вовлечёнными в своё дело, решили, что в Красноярске необходимо проводить фестивали уличного искусства. С инициативой пришли в молодёжный центр и сказали: хотим разукрасить большую стену в городе, как это делают в Москве, Европе. Выиграли грант, и мечта осуществилась. В итоге после этого фестиваля в городе появилась первая большая композиция. Кроме этого, мы разрисовали трансформаторную будку в районе остановки «Поликлиника» рядом с проспектом Комсомольским. Через пару дней жилищные службы всё зашпаклевали... Но! У проекта остался небольшой бюджет, и в том же году мы позвали очень талантливых граффити-художников со всей страны и решили эту будку обрисовать с разных сторон. Это был муравейник в разрезе, а внутри него много разных сюжетов. После этого случая на одном популярном испанском сайте появилась статья, что сибиряки в экстремальных условиях (мы рисовали в октябре, когда уже лежал снег) рисуют красивые картины. С того момента красноярские граффисты стали известны в других городах и странах. Ежегодно на фестивале мы собираемся большой командой, около двадцати человек, и делаем одну большую композицию. С годами состав уменьшился, но не из-за его непопулярности, а потому что нам стало интереснее поддерживать талантливых художников по отдельности. Дать шанс им воплотить свои идеи, сделать им личное портфолио. В фестиваль всегда была включена образовательная часть. Кроме этого, есть бесплатная граффити-школа. Впервые международный хедлайнер приехал в Красноярск в 2014 году - мировая звезда из Испании под псевдонимом Демс-333, картины которого стоят 100 тыс. евро. Тогда он приехал к нам не за гонорар, а просто так. Ему было интересно посетить Сибирь. Мы разрисовали заднюю часть фасада «Пилота» у автовокзала вместе с другими художниками. Этот случай тоже в какой-то мере повлиял на развитие граффити-искусства в краевой столице. В Красноярске действительно есть талантливые художники. Причём некоторые не имеют специального образования, но у них есть вкус, природный дар. А есть парни, которые окончили художественное училище, большие профессионалы. Некоторые уезжают из Красноярка, работают в международных командах. Диалог с жителем - Как отличить, где вандализм, а где искусство? Говорят, граффити на исторической мозаике кинотеатра «Родина» рисовал довольно известный художник... И оно никому не понравилось. - Конечно, есть места, где не следует оставлять свои рисунки. А есть легальные, то есть согласованные с администрацией, собственниками зданий. Но существует такое направление в уличном искусстве - «партизанинг». Есть место, где нельзя рисовать, но оно, к примеру, просто идеально подходит под твою задумку. Может быть, там будет круто смотреться просто надпись, трафарет. Рисунок вступит в диалог со зрителем. Сложно сказать, вандализм это или искусство. Может, акция, перформанс? Неоднозначно. К слову, бывает наоборот: очень красивое изображение нарисовано в неподходящем месте. Впечатление портится. Для меня вандализм - это когда люди пишут надписи на исторических местах, в центре города, на памятниках. Но, как ни парадоксально, классическое граффити именно так и родилось. Люди через некий эгоизм продвигают себя. Нужно словить трафик, чтобы журналисты рассказали о тебе по всем каналам (ведь обычно художники оставляют подписи на рисунках). - А в чём разница между стрит-артом и граффити? - Правильное название того, что мы делаем, - уличное искусство. В русском менталитете почему-то слово граффити ассоциируется с вандализмом. Хотя на самом деле это название техники. Просто есть баллон и стена. Что касается конкретно граффити, то сначала люди рисовали на стенах что-то шрифтовое. Потом стали появляться рисунки, связанные с культурой хип-хоп, интересные персонажи. Затем художникам стало скучно, на домах появились наклейки, постеры, высказывания, надписи. Сейчас направлений очень много. К примеру, граффутуризм - абстракция, геометрия. Или антиграффити - не понятный многим стиль, некий хаос. Кажется, что ты за две секунды нарисуешь что-то подобное. Но не нарисуешь. Потому что на первый взгляд простой, наивный стиль - это особое высокое мастерство. Обычный зритель его не увидит. И рисуют такие картины, как правило, люди с большим опытом. - Часто возникают конфликтные ситуации? И вообще, с какими сложностями сталкивается уличный художник? - Честно говоря, нечасто власти предоставляют место, где можно рисовать. Как-то нам разрешили раскрашивать стенку «Спортекса». Но она существовала недолго, позже её снесли. Поэтому условий как таковых нет. Конечно, пытаемся добиться большего, показываем администрации проекты, объясняем, что рисовать будут профессионалы. А учатся молодые ребята на хостах в школах. Ничего не портят. Отмечу, что создан худсовет города, в который вошли и чиновники, и художники уличной волны. Теперь всё согласовывается через него.