Хабаровский театр, переживший кризис среднего возраста
Любой театр — это деньги. Это аренда помещения, грим, авторские отчисления драматургу и так далее. А прибыль от продажи билетов минимальна. Поэтому директорами этих учреждений обычно становятся скромные финансовые гении, способные делать деньги из воздуха. В Хабаровске 5 «официальных» театров: краевые музыкальный, драмы и комедии, юного зрителя, кукольный и муниципальная «Триада». Все они так или иначе находятся на бюджетном финансировании и только один «Белый театр» на улице Шеронова сам по себе, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Здесь не платят зарплату актерам и режиссерам, деньги, собранные за спектакли, идут на оплату аренды, налогов и «коммуналки». Костюмы шьют сами и на свои, декорации тоже хенд-мейд. Тем не менее, в следующем году театру исполнится без малого 30 лет. Это на пять лет больше, чем обычно существуют такие заведения (по статистике, независимые театры больше 25 лет не живут). В крае переживших кризис среднего возраста ничейных театров всего два – комсомольский КнАМ, которым вот уже 31 год руководит Татьяна Фролова, и хабаровский «Белый театр». Власти помогают им лишь периодически, в основном, решая вопросы льготной арендной платы. Как лист бумаги Труппа «Белого театра» состоит из восьми актеров, причем почти все они приходящие, подрабатывающие в других, более «хлебных» местах. Костяк «Белого» - три энтузиаста: директор-актер Андрей Трумба, режиссер-актер Ольга Кузьмина и просто актриса Алиса Бирулина. В репертуаре 15 спектаклей. Когда-то еще с первым режиссером-основателем Аркадием Раскиным «Белый» начинал с театра абсурда Ионеско, Беккета, сейчас продолжают современными пьесами. - Абсурд - дело молодое, дело протестующих людей, - рассказывает режиссер Ольга Кузьмина. – Мы уже повзрослели, и он стал не актуален, ушел в сторону, сейчас открываем для себя упущенный в свое время пласт русской классики. Может, мы и вернемся к абсурду, но это уже будет абсолютно новое прочтение, более глубокое, основанное на жизненном опыте. С театром охотно сотрудничает уникальный якутский драматург Сиэн Екер (Семён Ермолаев), он даже приезжал в Хабаровск и сам переводил для актеров свою пьесу с «эпос-мифологического» на русский. Именно благодаря хабаровскому «Белому театру» остальные театралы получили его пьесы на доступном им языке. Сейчас здесь идут и Достоевский, и Набоков. Классика. Почему театр «Белый»? - Потому что чистый, как новый лист бумаги, свободный от лишнего, да и просто свободный, - отвечает Андрей Трумба. – По задумке Аркадия, это должен был быть театр, где актер своей игрой и импровизацией, как художник, рисует и создает в этом пространстве картину-спектакль. Раскин пытался сделать из актера не просто исполнителя чужой воли, а творца. На репетициях большая часть времени отдавалась самостоятельной работе актеров над пьесой. Они сами «разминали» материал, а уже на общих репетициях вместе с режиссером искали правильный путь в создании ткани спектакля. Этого добивался Раскин, буквально переламывал актеров. - Наша свобода — это совсем не сахар, наша свобода - это когда некого винить, - подхватывает Ольга. – Это ответственность, прежде всего. В государственном театре у актера если что-то не получается, виноваты все: директор, режиссер, завлит, костюмер, тетенька, которая открывает двери, – я один хороший. А тут не получается – ты виноват. Не на кого переложить ответственность. Такое существование без розовых очков. Сложное, но, как замечает Ольга, дающее поступательное движение вперед. Со своим чаем Зрители – особая гордость «Белого театра», они приходят не в какое-то учреждение культуры, они, как говорят актеры, приходят в гости к друзьям. - У нас театр, теплый, местами веселый, местами грустный, - делится впечатлениями Ольга Кузнецова. - За это нас и любят. К нам приходят в гости, как к хорошим друзьям. Если человек впервые попадает к нам, он удивляется, его встречают в фойе, поят чаем, разговаривают. Некоторые, кстати, приносят даже свои кружки и свой чай или кофе. Мы их всех знаем и любим. Причем мы не говорим, что всё у нас – сахар. Множество проблем, появляются они каждый день, каждый день приходится принимать сложные, непростые решения, но в итоге все успокаивается и жизнь продолжается. Нас как будто какой-то ангел хранит. Гости, дом, ангел — это, конечно, хорошо, но все равно, как шутят актеры: доброе слово и деньги могут сделать больше, чем просто доброе слово. Сейчас театр пытается получить Президентский грант, в детали не углубляются – проект пока в разработке, но тема перспективная и поможет не только заработать, но и быть полезной за стенами театра обычным людям, городу, краю, стране. - Деньги не такие большие, - улыбается Андрей Трумба. – Мы даже не включили в него расходы на зарплату, на себя, только на сам проект. Посмотрим, что получится. Это не первый проект театра, но, к сожалению, не все они «выстрелили». Один из недавних проектов - «Письма богу». По задумке авторов, дети должны были писать не о своих повседневных желаниях – хочу велосипед, например, а о своих мыслях, чувствах, проблемах. Потом бы их анализировал психолог, помогал выстраивать взаимоотношения в семье и школе, завершилось бы все очень интересным спектаклем, основанным на детских мечтах, на их смешных и до боли трогательных письмах. Не пошло, денег не дали. - Сейчас, конечно, время сложное, все стремятся зарабатывать. Но мы - актеры, нам хочется реализации, жизни, игры. Кто такой актер без театра? Никто… Он ноль, он может спиться, свихнуться, даже умереть. Театр дает жизнь. Мы без него, наверное, уже не сможем, - говорит Андрей.