Комедия-рок и победа над Средневековьем: что нужно знать о спектакле «Тиль» в Театре на Малой Бронной

В Театре на Малой Бронной — премьера спектакля «Тиль», который поставил художественный руководитель Сергей Голомазов в жанре комедии-рок. Действие происходит под живой аккомпанемент музыкантов, которые не покидают сценическое пространство ни на минуту. В основе постановки — написанная в 1970 году пьеса Григория Горина. Автор вдохновлялся романом Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» и фламандским фольклором. Еще в постановке звучат стихи Евгения Евтушенко, Юлия Кима и Юрия Энтина. Как Сергей Голомазов победил Средневековье Тиль — самый известный в городе балагур и плут. Он не боится ни власти, ни священников — живет так, как подсказывает сердце (и совесть). Делает что хочет и говорит что хочет. «А королеву Марию я бы изобразил в профиль. Она настолько прекрасна, что фламандцам необязательно видеть ее всю», — с сарказмом сообщает он, например, королю Филиппу, который предлагает ему сотрудничество. В самом начале спектакля герои говорят, что во Фландрии не хватает дров — слишком много их уходит на сожжение еретиков. Действительно, инакомыслящих здесь казнят, как и было заведено в Средневековье. Но герои появляются в современной одежде, в кепках и спортивном трико. В каком же времени происходит действие? «Когда мы стали размышлять, в какую историческую, культурную или географическую среду погружать сюжет, то мы решили, что, наверное, средневековая Фландрия не очень сильно отличается от нашего глубокого российского патриархального провинциального жития, — рассказал Сергей Голомазов. — Мы пытались рассказать историю о мальчишке, которого мы с вами знаем, который живет в каком-нибудь небольшом фабричном городе. В этом случае история — про меня, про тех людей, которых я знаю, про моих студентов, знакомых. В каком-то смысле про нас. Поэтому так мы расправились со Средневековьем». Исполнитель главной роли Леонид Тележинский считает, что его герой во многом похож на него. «Он вообще недалек от меня. Мы такие обычные ребята из Челябинска, Сибири, с Урала», — говорит он. Антагониста — рыбника Иоста, который доносит на отца Тиля и тем самым разрушает жизнь его семьи, — играет Михаил Горевой. «Мой персонаж тоже бьется за справедливость, как он ее понимает, — отмечает актер. — Мне нужно создать такого героя, чтобы вы на него отреагировали — возненавидели, полюбили, испугались. Только не равнодушие. Живой человек, которому будете сочувствовать, сострадать, сопереживать, — вот моя задача». Музыка Гладкова и аранжировка «Темпа-77» В спектакле звучит музыка Геннадия Гладкова. Современную аранжировку ей придали музыканты группы «Темп-77». К слову, коллектив собрался только на время работы в «Тиле». Вообще-то участники играют в разных группах: Inna Pivars & the Histriones, Octopus Maiden, The Thunderbeats и других. «Руководитель группы Кирилл Безродных сотрудничает с автором музыки Геннадием Гладковым. Все аранжировки были согласованы с композитором», — подчеркнул режиссер. В процессе работы и Сергей Голомазов, и музыканты обнаружили, что произведения Гладкова имеют несколько агрессивные рок-интонации и могут зазвучать совершенно по-новому. Как запели артисты Драматическим актерам нужно было петь. Работать в формате живой музыки очень сложно, считает Голомазов. Одинаково трудно работать и с хором, и с отдельными вокальными партиями. Но режиссер легких путей не ищет. Все ли артисты запели легко? Конечно нет. «У кого-то поставленный голос, у кого-то он есть, но недостаточно раскрыт, кто-то не умеет петь вовсе, у кого-то нет техники. Поэтому, естественно, не сразу все запели. Это потребовало много времени, больших усилий, труда. Мы постоянно занимались вокалом, устраивали практические занятия», — вспоминает Сергей Голомазов. Леонид Тележинский рассказал, что тренировался несколько месяцев, для него это было самым трудным в работе: «Я не вокалист. Со слухом у меня все в порядке, но слух и голос не дружат. И мы полгода пытались их совместить». А вот Михаил Горевой признался, что на занятия вокалом не ходил. «Хуже голоса у меня только слух, — смеется он. — Я же играю злодея, а он и не должен хорошо петь». «Тиль» — один из самых масштабных спектаклей не только в истории Театра на Малой Бронной, но и в карьере Сергея Голомазова. В нем приняли участие больше 30 актеров. Это можно сравнить разве что с прошлогодней премьерой «Салемских ведьм» — тогда задействовали 23 артиста.

Комедия-рок и победа над Средневековьем: что нужно знать о спектакле «Тиль» в Театре на Малой Бронной
© Mos.ru