Как понять, что для портрета позировал покойник

Скрытые подводные камни крайне популярного поджанра портретной живописи. Ну и опять: какими фильтрами пользуются художники, предоставляя нам готовую картинку? Все ли лгут, и почему лгут? В прошлый раз, когда мы угадывали по портретам, какие люди женаты, про вот это изображение королевы кто-то написал, что можно было догадаться, что картина написана уже после ее смерти, по тому, какое у нее выражение лица и как она не встречается с мужем глазами. Это не железное доказательство, но оно породило во мне желание рассказать о том, как устроен жанр «посмертного портрета», и какие в нем есть нюансы. И вот вам несколько портретов одних и тех же людей. Сможете ли вы угадать, какой из них написан с живого человека, а какой с покойника? Что это такое? «Посмертные портреты» (posthumous portraits) — совершенно нормальные картины, изображающие совершенно нормальных «живых» людей. То есть это отнюдь не «портреты на смертном одре», когда художник изображал труп. Нет, просто это картина, необходимость в создании которой возникла, когда модель уже ушла из этого мира. Например, как я в прошлый раз говорила, если человек решил, что в пандан к портрету папы нужен и портрет мамы. Или если дворец надо украсить великолепным портретом построившего его императора, а все имеющиеся — какие-то мелкие. Важный нюанс: эти посмертные портреты пытаются сохранить портретное сходство, то есть основаны на реальном образце, портретике или зарисовочке, сделанном с натуры, при жизни. Если подобного нет, и новосозданные портреты целиком от балды нарисованы (как Рюрик и Олег в «Царском титулярнике» XVII века, или там Эль Сид в испанской портретной галерее предков XIX века), то это — вымышленные, «ретроспективные портреты». Иногда их легко можно определить, иногда тяжело (в большинстве случаев это просто копии картин, написанных при жизни; их не считаем, нам нужны оригинальные авторские концепции).Давайте попробуем вычленить некоторые их черты. Например, покойник на новом портрете, призванном его прославить, обычно более прекрасен, чем в картине, написанной с натуры. Поскольку художник уже знает, чем тот знаменит (и почему потребовалась картина), его будто окружает некий ореол славы. Кожа даже как-то по-другому может сиять. Мы явно видим, что тут герой или предок. Ну, либо покойная жена, написанная для опечаленного и до сих пор влюбленного вдовца. Еще картина может более вылизанной, парадной, наполненной говорящими атрибутами, превращаясь уже не в портрет, а некое историческое полотно практически с сюжетом. У персонажа может быть чересчур задумчивое выражение лица (говорящее о том, что он уже не от мира сего). На картине могут быть атрибуты, свидетельствующие о смерти (например, душа = птица). Важный ключ (который сгодится только эрудированным в искусстве), если картина по стилю живописи не подходит к той эпохе, когда жил персонаж. Иногда видно, что голову со старого, «настоящего» портрета будто вставили в новую картину. Вообще, если у вас есть шанс сравнить два портрета одного и того же человека, то более красивый, выигрышный, запоминающийся — скорее всего будет именно посмертным, поскольку его автор будет вдохновлен исторической важностью персоны, и этого талантливого художника скорей всего нанимали специально для этого заказа, искали. А обычный портрет, изображающий современника, будет изображать просто «человека», и писал его не специально нанятый гений, а просто любой автор, который работал в том районе в те годы. Итак, приступим к игре! Какая из этих картин написана с натуры, живого позирующего человека, а какая -- уже после его смерти, на основе облагороженной старой картины? 1. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного (годы жизни 1449−1492) 2. Портрет поэта Шелли (1792−1822) 3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539) 4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870) Правильные ответы: 1. Портрет Лоренцо Медичи Старого (1449−1492) а) Посмертный. Худ. Дж. Вазари, 1533−4 б) Худ. Гирландайо. Фрагмент фрески в капелле Сассетти, ок. 1485 2. Портрет поэта Шелли (1792−1822) а) А. Клинт с оригинала 1819 года б) Посмертный. Худ. Джозеф Северн, 1845 3. Портрет королевы Изабеллы Португальской (1503−1539) а) Посмертный. Худ. Тициан, 1548 б) Худ. Виллиам Скротс. 1530-е 4. Портрет художника Фредерика Базиля (1841−1870) а) Автопортрет. Ок. 1867. б) Посмертный. Худ. Ренуар. 1885 Как, получилось? Какие мысли возникли при анализе? Делитесь, пожалуйста, очень интересно мне пытаться понять, правильно ли я излагаю. Как вообще — не слишком ли легкие задания? А объяснения в начале, не слишком ли я подробно разжевываю, может, надо больше интриги оставлять? или как, норм?

Как понять, что для портрета позировал покойник
© Ридус