Как во время иконоборчества Крым стал оплотом православия
В VII веке в мире народилась новая могущая сила – ислам. Отряды арабских завоевателей обрушились на Византию. Многие города Египта, Палестины, Сирии без боя открывали ворота перед захватчиками. Перед этим значительная часть населения этих стран пострадала от религиозных преследований. Константинополь стремился утвердить господство одной официальной православной церкви. Народы же Ближнего Востока придерживались в основном монофиситской ветви христианства. Арабы же не требовали ни от кого обязательного принятия ислама. Они лишь взыскивали с неправоверных двойной налог. Православная церковь в Византии сделалась непопулярной. Особенно возмущал обычай церкви делать изображения святых и тратить большие средства на богатые украшения им. Он резко контрастировал с простым и непритязательным, не требовавшим больших затрат культом Аллаха. На фоне впечатляющих успехов мусульманских завоевателей это привело к возникновению иконоборчества. Иконоборчество и его крах Значительная часть православного духовенства Византии издавна выступала против почитания икон как идолопоклонства, противного христианству. В середине VIII века иконоборцы обрели покровительство на самом верху. В 717 году на престол в результате государственного переворота вступил Лев III, ставший родоначальником Исаврийской династии. Он прославился как мудрый законодатель, издав важный кодекс византийского права – «Эклогу», которым пользовались ещё долгие столетия. Другая сторона деятельности Льва Исавра впоследствии была отвергнута. То была борьба против почитания икон. В 730 году на совещании высшего духовенства и правительства поклонение иконам было объявлено преступлением. Началось уничтожение икон и росписей в храмах. В ту пору православные, как сейчас католики, поклонялись не только живописным изображениям, но и скульптурам святых (сказывалось античное наследие). Когда императорский чиновник, отправленный, чтобы уничтожить популярную статую Христа в центре Константинополя, был растерзан толпой, Лев Исавр обрушил на иконопочитателей жестокие репрессии. Великолепные церковные фрески замазывались или стирались. Единственным изображением, допускавшимся отныне в храмах, было изображение креста. С тех пор больше столетия Византию сотрясали религиозные смуты. Часто отношение к иконам служило просто способом выражения партийных симпатий в придворной борьбе за власть. Гонения на почитателей икон то усиливались, то ослабевали. Временами брала верх другая партия. При императрице Ирине, в 787 году, состоялся церковный собор (Второй Никейский), считающийся православными последним Вселенским собором. На нём было восстановлено почитание икон. Репрессии обрушились теперь на иконоборцев. Затем, в 815 году, при Льве V, иконоборческая политика снова возобновилась. Лишь в 843 году наступило окончательное торжество православия. Для нас сейчас непривычно, что всё столетие с лишним иконоборчества Рим должен считаться православным, тогда как Константинополь – впавшим в ересь. Ещё в 731 году при папе Григории III Латеранский собор безоговорочно осудил иконоборчество. С этой позиции Римская церковь в дальнейшем не сошла ни на шаг, несмотря на то, что некоторые императоры-иконоборцы предпринимали военные экспедиции против папских владений в Италии. Догматические различия, приведшие к разделению на католиков и православных, тогда ещё не давали о себе знать. Массовая эмиграция иконоборцев в Крым В 767 году, при императоре Константине V, одном из самых ревностных иконоборцев, святой Стефан Новый принял мученическую смерть за поклонение иконам. Написанное в начале IX века его житие приписывает ему совет православным монахам бежать и основывать обители на периферии и вне Империи: в Сирии и Палестине (находились под властью арабов), на Кипре и юге Италии, а также на северном побережье Чёрного моря. В описываемое время Византии в Крыму принадлежал Херсонес Таврический с окружающей областью. Остальная часть полуострова принадлежала Хазарии. Между двумя державами то и дело происходили стычки. Граница была неустойчивой. Пользуясь этой неразберихой, в труднодоступных горных высотах и стали в VIII веке селиться монахи. Спасаясь от иконоборческих преследований, они, своими катакомбами, как бы воскресили первые века христианства с их тайными храмами. Но православные жили в Крыму не только в тайных горных обителях («пещерных монастырях»). Контроль Константинополя над духовной жизнью здесь был вообще слабым. Таврические епархии большей частью открыто исповедовали почитание икон. Наличие полуавтономных образований на полуострове давало возможность сохранять верность православию, не опасаясь репрессий центрального правительства. Впрочем, есть указания на то, что императоры-иконоборцы сквозь пальцы смотрели на поселения иконопочитателей в Крыму. «Они, – писал известный византинист Д. Оболенский, – преследовали защитников икон у себя под боком, но при этом использовали их в интересах внешней политики Империи для распространения христианства среди северных народов». Центральным субъектом в сохранении православия в Крыму в эти годы стала Готская церковь. Во главе её выделяется святой Иоанн Готский, ставший в конце VIII века признанным лидером иконопочитателей не только в регионе, но и в общеимперском масштабе. Он поддерживал связи с православными и в Грузии, и в Иерусалиме, и в самом Константинополе. Он был также и государственным деятелем, став (ок. 787 г.) во главе восстания против хазар (центром восстания был нынешний Эске-Кермен). Прилив значительного количества монахов-иконопочитателей в Крым в период гонений не только сохранил православие, но и сыграл значительную роль в последующей христианизации Хазарии и Руси. По словам того же учёного, «то, что было потерей для Византии, обернулось выигрышем для Крыма. Монахи, нашедшие убежище в Херсоне, Боспоре и Готии, основали там новые монастыри и тем самым укрепили влияние византийской культуры на полуострове. В результате возросла роль Крыма как миссионерского аванпоста на границе со степными землями».