Войти в почту

"Надеемся, что тут будет тесно!" В Архангельске открылась синагога "Звезда Севера"

Современное здание, не столько из бетона, сколько из стекла, построено в центральной части Архангельска. Председатель Национальной культурной автономии евреев Архангельской области Анатолий Обермейстер строил его сам и с гордостью показывает, что в итоге получилось. Начинаем, конечно же, с синагоги. "Здесь будет храниться Тора, — Анатолий Обермейстер открывает арон-кодеш — резной деревянный шкаф, стоящий на сцене зала культурного центра "Звезда Севера". — Правда, красиво? Это ливанский кедр". На мою просьбу снять кепку для фотографии Обермейстер улыбается: "Нельзя, Ирина, еврею без головного убора!" И обводит рукой зал. "Здесь 650 мест, причем зал можно очень быстро трансформировать, поставить стулья по-другому, а сцена, смотрите, может вращаться. Это полноценная городская площадка, где можно проводить театральные, музыкальные, эстрадные представления", — на стенах зала уже размещена выставка картин на шелке, уличный свет делает яркими изображения менор и шестиконечных звезд на цветных окошках. История архангельских евреев Первые представители еврейского народа появились в Архангельске около 1830 года. "Очень интересная ситуация — сюда попадали кантонисты. Кто такие кантонисты? Это дети в возрасте от 11 до 14 лет, их забирали насильно с мест оседлости — Украины, Белоруссии, Молдавии, они служили в армии 25 лет, и после этого их отпускали", — рассказывает Обермейстер. Многим из них после службы возвращаться было некуда, поэтому они оставались в Архангельске. Часто евреи, поселившись в Архангельске, крестились и женились на местных. Анатолий Семенович приводит в пример родителей известного архангельского сказочника и художника Степана Писахова. "Как Пейсахов — у них изначально такая была фамилия, он женился на соломбалке (жительнице архангельского острова Соломбала), остался, не уехал, его род остался здесь до сих пор". Оставались в Архангельске и иностранцы. "Много приехало сюда купцов с Запада — из Швеции, Германии, Дании, Норвегии, — объясняет Анатолий Обермейстер. — Они тоже оставались, они здесь работали… Первая лесопилка Штерна — говорят, он немец был, на самом деле он был еврей". До 1920-х годов в Архангельске были храмы разных религий, в том числе и две синагоги. "Одна была построена 128 лет назад, это была деревянная синагога, она располагалась на пересечении современной улицы Комсомольской и проспекта Ломоносова — сейчас это практически центр города. А на Соломбале в Солдатской слободе был молельный дом. Там жили солдаты, бывшие кантонисты, и они для себя построили молельный дом", — поясняет глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан. На север по любви Сам Анатолий Обермейстер в Архангельск приехал в 1980 году по распределению из Гомеля, окончив Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. "Я-то думал: приеду, немножко здесь потружусь — и домой. Но засосало так, что из железнодорожника я стал строителем, всю жизнь строю. И здесь никто не обращал внимания, что еврей: ну, Обермейстер и Обермейстер, и что". Один из основателей архангельской еврейской национальной автономии тележурналист Владимир Лойтер смеется: "Я-то в Архангельске остался по любви. После Ленинградского университета проходил здесь практику в газете "Правда Севера", женился. Моя теща вообще не знала, кто такие евреи". Как рассказывает Владимир Лойтер, "на архангельском телевидении половина, наверно, тогда, в конце 1960-х, были евреи". "Вообще неудивительно — на Север приезжали, чтобы реализоваться. И оставались", — замечает он. "У нас город портовый, где много перемешано всяких культур, приходят-уходят корабли, национальностей много. Это взаимное обогащение культур, — говорит глава Архангельска Игорь Годзиш. — С открытием синагоги мы стали чуть-чуть богаче, у нас появилась еще одна точка, где люди могут почерпнуть что-то для себя". Годзиш подчеркивает, что об этом событии ему особенно приятно написать в израильский Ашдод, с которым Архангельск связывают побратимские отношения. "У нас представители еврейской диаспоры очень много сделали, чтобы завязались отношения между нами и городом-побратимом Ашдодом. Там живут выходцы из Архангельска, мы ездим друг к другу в гости, приезжают артисты, ездит молодежь — это очень здорово". Глава Архангельска отмечает, что еврейская община всегда играла заметную роль в жизни Архангельска, как в экономике, так и в культуре. "Много людей в очень разных сферах: культуре, бизнесе, например строительном, отлично, что они на территории видят перспективу и в такого рода объекты вкладываются, это отлично". Очень многие евреи выбрали профессии художников, писателей, музыкантов и журналистов. Построить для Севера Как вспоминает Анатолий Обермейстер, идея построить синагогу и культурный центр появилась в 2010 году. "Финансы — их надо было собрать, не просто с дерева сыпались, трудно было. Проект делал мой друг, он руководитель еврейской общины в Тамбове, архитектор. Он многое сделал по своим климатическим условиям, мы с ним спорили, я же строитель! Потом проект дважды проходил экспертизу, все было сделано для нашей климатической зоны. Здание получилось теплое, — об этом строитель Обермейстер говорит с гордостью и даже извиняется, что в том кабинете, где мы разговариваем, слишком жарко. — Я уже все батареи выключил, но тут под нами тепловой узел". Мы проходим по культурному центру накануне открытия, когда доделывают последние мелочи. Здание с улицы смотрится почти воздушным и аккуратным — оно стеклянное, с большой шестиконечной звездой на фасаде. Но тут три этажа плюс цокольный этаж. Есть и лифт. "Конечно, лифт должен быть обязательно, чтобы к нам могли прийти все", — подчеркивает Обермейстер и сурово осматривает потолок в лифтовом холле, где после работы не успели установить обратно потолочную плитку. В классах все предусмотрено для обучения и детей, и взрослых. "У нас есть преподаватель по ивриту, по другим иностранным языкам, есть педагог, который занимается изобразительным искусством, есть преподаватель, который занимается артистическим мастерством", — рассказывает Анатолий Семенович. В центре также находится "Ева-центр" для помощи пожилым. Возрождение духовной жизни В Архангельске проживает около 600 евреев, уточняют мои собеседники. "По еврейским канонам у евреев нет религии, иудаизм — это образ жизни", — объясняет Обермейстер. Сама синагога занимает небольшое помещение на втором этаже центра: аккуратные деревянные скамьи, шкафчик для свитка Торы. "А здесь, смотрите, уже Тора есть. Я вам первой показываю", — открывает арон-кодеш мой собеседник. И ширма: мужчины и женщины молятся отдельно. "Синагога нужна, чтобы еврей мог оставаться евреем, — отмечает глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан, прося особо подчеркнуть слово "религиозная". — Евреи делятся на светских евреев, которые не молятся и не соблюдают заповеди, и на тех, которые это делают. И задача синагоги, чтобы евреев, которые соблюдают заповеди, которые сохраняют свою идентичность, становилось больше". Борис Феликсович живет в Архангельске практически с рождения и тоже, как и Обермейстер, строитель. "Все, что происходит в мире, происходит по желанию Всевышнего. Всевышний пожелал — и нашелся Анатолий Семенович, нашелся Борис Феликсович, которые с Божьей помощью все сделали. Я думаю, что в нашей синагоге может быть от десяти человек и до бесконечности", — говорит Залан. Анатолий Обермейстер улыбается: "Надеемся, что тут будет тесно!" А на открытии синагоги главный раввин России Берл Лазар сказал: "Мы говорим, что на Севере — это ближе к Богу…". Ирина Скалина

"Надеемся, что тут будет тесно!" В Архангельске открылась синагога "Звезда Севера"
© ТАСС