Ещё

«Надеемся, что тут будет тесно!» В Архангельске открылась синагога «Звезда Севера» 

«Надеемся, что тут будет тесно!» В Архангельске открылась синагога «Звезда Севера»
Фото: ТАСС
Современное здание, не столько из бетона, сколько из стекла, построено в центральной части Архангельска. Председатель Национальной культурной автономии евреев Архангельской области Анатолий Обермейстер строил его сам и с гордостью показывает, что в итоге получилось. Начинаем, конечно же, с синагоги.
"Здесь будет храниться Тора, — Анатолий Обермейстер открывает арон-кодеш — резной деревянный шкаф, стоящий на сцене зала культурного центра «Звезда Севера». — Правда, красиво? Это ливанский кедр".
На мою просьбу снять кепку для фотографии Обермейстер улыбается: «Нельзя, Ирина, еврею без головного убора!» И обводит рукой зал.
"Здесь 650 мест, причем зал можно очень быстро трансформировать, поставить стулья по-другому, а сцена, смотрите, может вращаться. Это полноценная городская площадка, где можно проводить театральные, музыкальные, эстрадные представления", — на стенах зала уже размещена выставка картин на шелке, уличный свет делает яркими изображения менор и шестиконечных звезд на цветных окошках.
История архангельских евреев
Первые представители еврейского народа появились в Архангельске около 1830 года. «Очень интересная ситуация — сюда попадали кантонисты. Кто такие кантонисты? Это дети в возрасте от 11 до 14 лет, их забирали насильно с мест оседлости — Украины, Белоруссии, Молдавии, они служили в армии 25 лет, и после этого их отпускали», — рассказывает Обермейстер. Многим из них после службы возвращаться было некуда, поэтому они оставались в Архангельске.
Часто евреи, поселившись в Архангельске, крестились и женились на местных. Анатолий Семенович приводит в пример родителей известного архангельского сказочника и художника Степана Писахова. «Как Пейсахов — у них изначально такая была фамилия, он женился на соломбалке (жительнице архангельского острова Соломбала), остался, не уехал, его род остался здесь до сих пор».
Оставались в Архангельске и иностранцы. «Много приехало сюда купцов с Запада — из Швеции, Германии, Дании, Норвегии, — объясняет Анатолий Обермейстер. — Они тоже оставались, они здесь работали… Первая лесопилка Штерна — говорят, он немец был, на самом деле он был еврей».
До 1920-х годов в Архангельске были храмы разных религий, в том числе и две синагоги. «Одна была построена 128 лет назад, это была деревянная синагога, она располагалась на пересечении современной улицы Комсомольской и проспекта Ломоносова — сейчас это практически центр города. А на Соломбале в Солдатской слободе был молельный дом. Там жили солдаты, бывшие кантонисты, и они для себя построили молельный дом», — поясняет глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан.
На север по любви
Сам Анатолий Обермейстер в Архангельск приехал в 1980 году по распределению из Гомеля, окончив Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта. «Я-то думал: приеду, немножко здесь потружусь — и домой. Но засосало так, что из железнодорожника я стал строителем, всю жизнь строю. И здесь никто не обращал внимания, что еврей: ну, Обермейстер и Обермейстер, и что».
Один из основателей архангельской еврейской национальной автономии тележурналист Владимир Лойтер смеется: «Я-то в Архангельске остался по любви. После Ленинградского университета проходил здесь практику в газете „Правда Севера“, женился. Моя теща вообще не знала, кто такие евреи».
Как рассказывает Владимир Лойтер, «на архангельском телевидении половина, наверно, тогда, в конце 1960-х, были евреи». «Вообще неудивительно — на Север приезжали, чтобы реализоваться. И оставались», — замечает он.
"У нас город портовый, где много перемешано всяких культур, приходят-уходят корабли, национальностей много. Это взаимное обогащение культур, — говорит глава Архангельска . — С открытием синагоги мы стали чуть-чуть богаче, у нас появилась еще одна точка, где люди могут почерпнуть что-то для себя".
Годзиш подчеркивает, что об этом событии ему особенно приятно написать в израильский Ашдод, с которым Архангельск связывают побратимские отношения. «У нас представители еврейской диаспоры очень много сделали, чтобы завязались отношения между нами и городом-побратимом Ашдодом. Там живут выходцы из Архангельска, мы ездим друг к другу в гости, приезжают артисты, ездит молодежь — это очень здорово».
Глава Архангельска отмечает, что еврейская община всегда играла заметную роль в жизни Архангельска, как в экономике, так и в культуре. «Много людей в очень разных сферах: культуре, бизнесе, например строительном, отлично, что они на территории видят перспективу и в такого рода объекты вкладываются, это отлично». Очень многие евреи выбрали профессии художников, писателей, музыкантов и журналистов.
Построить для Севера
Как вспоминает Анатолий Обермейстер, идея построить синагогу и культурный центр появилась в 2010 году. «Финансы — их надо было собрать, не просто с дерева сыпались, трудно было. Проект делал мой друг, он руководитель еврейской общины в Тамбове, архитектор. Он многое сделал по своим климатическим условиям, мы с ним спорили, я же строитель! Потом проект дважды проходил экспертизу, все было сделано для нашей климатической зоны. Здание получилось теплое, — об этом строитель Обермейстер говорит с гордостью и даже извиняется, что в том кабинете, где мы разговариваем, слишком жарко. — Я уже все батареи выключил, но тут под нами тепловой узел».
Мы проходим по культурному центру накануне открытия, когда доделывают последние мелочи. Здание с улицы смотрится почти воздушным и аккуратным — оно стеклянное, с большой шестиконечной звездой на фасаде. Но тут три этажа плюс цокольный этаж. Есть и лифт. «Конечно, лифт должен быть обязательно, чтобы к нам могли прийти все», — подчеркивает Обермейстер и сурово осматривает потолок в лифтовом холле, где после работы не успели установить обратно потолочную плитку.
В классах все предусмотрено для обучения и детей, и взрослых. «У нас есть преподаватель по ивриту, по другим иностранным языкам, есть педагог, который занимается изобразительным искусством, есть преподаватель, который занимается артистическим мастерством», — рассказывает Анатолий Семенович. В центре также находится «Ева-центр» для помощи пожилым.
Возрождение духовной жизни
В Архангельске проживает около 600 евреев, уточняют мои собеседники. «По еврейским канонам у евреев нет религии, иудаизм — это образ жизни», — объясняет Обермейстер.
Сама синагога занимает небольшое помещение на втором этаже центра: аккуратные деревянные скамьи, шкафчик для свитка Торы. «А здесь, смотрите, уже Тора есть. Я вам первой показываю», — открывает арон-кодеш мой собеседник. И ширма: мужчины и женщины молятся отдельно.
"Синагога нужна, чтобы еврей мог оставаться евреем, — отмечает глава архангельской еврейской религиозной общины Борис Залан, прося особо подчеркнуть слово «религиозная». — Евреи делятся на светских евреев, которые не молятся и не соблюдают заповеди, и на тех, которые это делают. И задача синагоги, чтобы евреев, которые соблюдают заповеди, которые сохраняют свою идентичность, становилось больше".
Борис Феликсович живет в Архангельске практически с рождения и тоже, как и Обермейстер, строитель. «Все, что происходит в мире, происходит по желанию Всевышнего. Всевышний пожелал — и нашелся Анатолий Семенович, нашелся Борис Феликсович, которые с Божьей помощью все сделали. Я думаю, что в нашей синагоге может быть от десяти человек и до бесконечности», — говорит Залан.
Анатолий Обермейстер улыбается: «Надеемся, что тут будет тесно!» А на открытии синагоги главный раввин России Берл Лазар сказал: «Мы говорим, что на Севере — это ближе к Богу…».
Видео дня. Почему в СССР любили стены из стеклоблоков
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео