Где и когда в России были казаки-буддисты
Культура казаков, несших охранную службу на окраинах Российской империи впитывала в себя местные обычаи, кухню, музыку местных народов. Бывало и так, что казаки частично ассимилировались с местными народностями, а иногда — наоборот, полки целиком формировались из местного населения – подобное случалось нечасто и на самых тревожных и удаленных границах России. Из буддистов – в казаки В середине XVIII века отношения России и Маньчжурии обострились: после неудачного восстания против маньчжур джунгары начали массово пересекать границу Российской империи, надеясь на защиту русских. Империя Цинь предъявила Русским ультиматум, и для охраны границ России пришлось прибегнуть к помощи бурят: хоринцев и селенгинцев. Воинственным кочевникам было не привыкать заниматься хозяйством, и одновременно, нести службу; они согласились на предложение русских, запросив в ответ отмену ясака После утверждения решения Сенатом в 1764 году на границе с империей Цинь было сформировано четыре казачьих бурятских полка. В каждом полку во главе с есаулом было по 600 казаков, командовал войском войсковой старшина. Первым старшиной был назначен Цырен Бадалуев. Всего в казаки были записаны представители 14 бурятских родов. Так в России появились казаки-буддисты. Особенности службы У бурятов были свои особенности несения службы. Во-первых, она проходила в местах родовых кочевий, что устраивало большинство бурят, во-вторых, службу несли через три года, на четвертый. То есть три года казаки занимались исключительно своими делами и хозяйством, а службу несла только шестая часть из них. В-третьих, богатые буряты быстро сообразили, что служить им необязательно, и часто нанимали более бедных сородичей для отбывания воинской повинности. Русские казаки отмечали, что буряты смелы, прекрасно держаться в седле, превосходно рубят на скаку и обладают отличным зрением, издалека замечая в степи врагов или угнанный с российской территории скот. Огнестрельное оружие бурятам сначала не выдавали, опасаясь бунта, поэтому казаки были вооружены пиками и луками, а ружья приобретали сами. Службу несли под наблюдением русских: караул, объезжавший границу, состоял из трех казаков – одного русского и двух бурят. А на пограничных постах службу несли урядник, четверо русских и десять бурят. Кроме этого, казаки сопровождали в Пекин русских послов, служили на таможне в Кяхте и наблюдали за порядком. В девяностых годах XVIII века у бурят появился атаман, и вскоре атаманскую власть стали передавать по наследству. Быт казаков-буддистов Большинство бурятов-казаков не отказалось от своих обычаев, они по-прежнему ютились в юртах, одевались в национальную одежду, совместно с другими бурятами строили дацаны и исповедали буддизм. Более того, многие из них учились в дацанах, а некоторые были даже ламами и оставляли дацаны только для прохождения повинности. Религиовед Станислав Эдуардович Аниховский из Благовещенска указывает, что середине XIX столетия в Амурской области казаки-буддисты встречались часто. Он приводит слова православного священника Александр Сизоя о том, что местные казаки часто не имели понятия о православии и проповедовали ламаизм. Священник лично крестил 14 казаков «из бурят», а в 1857 году «миссионер Иннокентий Громов крестил «казака Шестой сотни Амурского конного полка Нисату Гыренова из бурят, 29 лет». Ученый предполагает, что в последующем все казаки-буддисты в Приамурье перешли в православие, так как уже в девяностых годах XIX в официальных бумагах казаков-буддистов не было. Буряты вели скотоводческое хозяйство, но к началу XIX века были вынуждены перейти на частичную обработку земли – правительство начало раздавать участки русским и семейским поселенцам. Казаки, принявшие православие, селились среди русских и перенимали их обычаи. Буряты-казаки были более богаты, чем другие буряты – в конце XIX века в среднем казак имел 62,65 десятины земли, а ясачные буряты имели лишь 28, 24 десятин. Перед I Мировой количество казаков-буддистов составляло около 20 000 (с семьями), они жили в шести станицах. Востоковед Гомбожаб Цыбиков в очерке «Забайкальское бурятское казачье войско» указывает, что грамотность среди бурят составляла 21–23% (среди русских этот показатель был 60%), в гимназии Читы для их детей было предусмотрено 10 стипендий, однако известен только один бурят, который её окончил – это Санжимитэб Цыбыктаров – общественный деятель, врач, служивший в консульстве в Урге. Буддисты обороняли Петропавловск и воевали с немцами В 1851 году по проекту генерал-губернатора Николая Муравьева бурятский полк наравне с русскими полками вошел в Забайкальское войско, которое должно было принять участие в укреплении границ России в Амурской области. Известно, что казаки-буряты принимали участие в обороне Петропавловской крепости на Камчатке, защищая крепость от англо-французской эскадры, и служили в Маньчжурии, где участвовали в боях и охраняли склады. Во время I Мировой казаки-буддисты в составе Первой Забайкальской казачьей дивизии принимали участие в Брусиловском прорыве. Казак станицы Кударинская старший урядник Первого Верхнеудинского полка Бадмажап-Цырен Очиров стал полным Георгиевским кавалером. После 1918 года казаки раскололись на две части: одни поддержали большевиков, другие – белогвардейцев. Внутренние конфликты произошли из-за того, что вернувшиеся с фронта ветераны обнаружили, что станичное имущество экспроприировано в пользу аймаков, и в свою очередь, захотело вернуть имущество себе. Известно, что буряты служили у атамана Семенова, а после окончания Гражданской были вынуждены покинуть страну, уехав в Маньчжурию и в Монголию. Возрождение бурятского казачество началось только с падением СССР. Сейчас к Забайкальскому казачьему войску приписано 16 бурятских станиц.