Под куполом. В Новосибирске реставрируют собор Александра Невского
Если подняться по шатким лесам сначала на 15, а потом – на 25 метров от земли, откроется совсем другая сторона жизни храма. Под самым потолком, за деревянным настилом, работают художники-реставраторы – семья Миловановых: Пётр, Арсений и Иван. Привет с высоты Восьмидесятилетний художник-монументалист Пётр Милованов двадцать лет назад вместе с сыном Арсением расписал этот собор. И в этом году вернулся – для того, чтобы отреставрировать. Тогда Милованову-старшему помогал сын Арсений. Внук тоже забирался сюда. Спустя 21 год красноярский художник-пейзажист, член Союза художников России Арсений Милованов – пятидесятичетырёхлетний сын Петра Милованова – специально приехал в Новосибирск, чтобы помочь отцу в работе. «Двадцать лет назад, я, конечно, был моложе, – рассказывает Арсений Милованов. – Были другие леса: с ними сложнее работать. Сейчас вот сын помогает, а тогда я один ворочал все эти доски. Приходилось одному закрашивать большие поверхности, пока отец прорисовывал. Но сейчас, конечно, интересно снова подняться сюда. Жаль, что роспись в таком состоянии оказалась, но приятно, что мы можем всё это заново восстановить и сделать качественней, чем было. Причём и с точки зрения технической, и с точки зрения творческой, потому что отец за это время очень вырос в плане мастерства. И мне кажется, он сейчас на каком-то новом этапе осмысления своего дела. Во всяком случае лик Христа он уже изменил. И архангелы у него тоже уже другие. Думаю, что храм засияет совершенно другими красками. Ведь и краски тоже изменились – тогда он делал всё в более приглушённых тонах. Сейчас – ярче». Подарок судьбы На куполе изображён Вседержитель и Силы небесные – серафимы. Традиционно серафимов изображают с тёмными крыльями, но в этот раз Пётр сделал их золотистыми – изменил, потому что показалось мрачновато. «Вседержитель тоже смотрел в сторону, – говорит Пётр. – Но я сделал ему прямой взгляд – чтобы благословлял и смотрел на нас». Пока Арсений, по-птичьи примостившись на краешке доски, красит крыло архангела, тридцатилетний Иван Арсеньевич Милованов ловко взбирается под самый потолок. Иван работает в Красноярске в художественном институте, и он тоже здесь уже не впервые. «В детстве был, конечно, страх высоты: ходишь и держишься за стеночки. Когда поднимался сюда маленьким мальчиком – только смотрел, – рассказывает Иван. – А сейчас это уже серьёзная работа. Что чувствую? Ответственность: в храме же работаем. Есть ощущение, что делаем что-то очень хорошее. И, может, мы даже периодически перестаём это остро чувствовать. А люди – работники храма – напоминают. И тогда ты всё действительно сознаёшь. Для нас же это, скорее, рутинная работа – обводить фигуры на три раза, чтобы краска лучше закрепилась. Творчества, в общем-то, и нет. Сначала восторг, а потом – тяжёлая работа. Зато люди, которые это видят, восхищаются и благодарят. Наверное, такие вещи случаются как подарок судьбы». «Ставили леса в июне–июле, – рассказывает Пётр Алексеевич. – И только в конце июля начали реставрацию. Купол реставрировали месяц. Всё было черным-черно от копоти. И Арсений с Ваней сначала всё отмыли – хозяйственным мылом и металлической щёткой. Когда всё закончим, сказать трудно. Но наша мечта – завершить к Рождеству».