Ещё

Пров Садовский из рода Ермиловых. К юбилею родоначальника великой актерской династии. 

Фото: Ревизор.ru
В роду Садовских одни Провы да Михаилы были, редко другие попадались 200 лет назад в не раз воспетом Тургеневым городке Ливны, что под Орлом, в семье Михаила Ермилова появился на свет Божий мальчик, нарекли коего Провом. Имя было уже и тогда весьма редкое, а к веку 20-му и вовсе исчезло. Имя было к тому же еще скорее западное, чем славянское — был некогда в итальянской Равенне такой святой, славный своей честностью со всеми вокруг. Собственно, «пров» и означает в переводе с латыни ничто иное, как честь.
На пути к Мельпомене
Рано оставшийся без отца, Пров воспитывался братьями матери своей, что носили фамилию Садовских. Были они провинциальными трагиками и колесили по просторам отечества своего, словно Счастливцев с Несчастливцевым из пьесы Островского, играя всяческий репертуар. Так что рано Провушка, как называли в семье Садовских мальчика, вдохнул запах кулис, с младых ногтей почувствовав уже эту ни с чем не сравнимую магию театра, испытав счастье от этого порой самого волшебного мира метафоры и пугающего гротеска, а порой простого балагана и чуть ли не скоморошества…
"Да может ли разве жизнь быть без театра?" — как бы самого себя и все вокруг спрашивал юный Пров — артист маленькой тульской труппы, которая добралась до Казани, где, по счастью, и увидел молодого артиста великий Михаил Семенович Щепкнн. Усидел и пригласил Прова в Москву, в Малый театр. Тот поначалу, кажется, и не поверил даже. Однако Щепкин говорил правду. И уже в 1839-ом году Садовский появился на сцене главного драматического театра России. И с каким успехом! Фото: maly.ru На пути к всенародной славе
Пров Михайлович актером был чрезвычайно умным. Никогда (хотя и очень хотелось) не появлялся он в образах не своего ампула, зато в своей «позиции» был абсолютно безупречен. Конечно, сегодня его непременно назвали бы перфекционистом, а тогда — просто аплодировали, без конца вызывая на поклоны. Впрочем, амплуа Прова Садовского было на редкость широким. И блистал он и как комик, и как мастер острохарактерный, и даже как звезда водевиля. При этом, совершенно далекий всяческой клоунады, держался он на сцене подчеркнуто серьезно, чем вызывал у зрительного зала уж совершенно гомерический хохот. Уж не у Садовского ли заимствовал свой образ великий кинокомик 20-го века Бстер Китон, что, как известно, никогда не улыбался?..
Столичная критика отнюдь не скупилась на похвалы в адрес новой «звезды», наделяя его всякого рода лестными эпитетами и расточая похвалы за похвалами, особенно подчеркивая «высокий реализм» артиста.
Уже вскоре Садовский играл главные роли в труппе, оставаясь мастером прежде всего русским, и хотя архивы не сохранили перечня всех его образов, однако известно, что западных ролей сыграл он мало. Разве что появился в репертуаре Мольера (Арган во «Мнимом больном») и Шекспира (Шут в «Короле Лире»). Зато на русской афише!..
Гоголь и Грибоедов, Погодин и Капнист, Ленский и…разумеется, Александр Николаевич Островский! Кто же, как ни Пров Михайлович Садовский и открыл Москве будущего великого драматурга. Открыл и сыграл в его первой пьесе «Свои люди — сочтемся». А завершил свою карьеру — уже всероссийски известным и славным — тоже Островским. Сыграл главную роль — купца Ахова — в комедии «Не все коту масленица» в 1871-ом году. Александр Островский Фото: lib.ru Вообще, главными ролями судьба не первого из славного рода Садовских. Впрочем, о его Городничем в гоголевском «Ревизоре» говорили долго и с придыханием. Хорош был! Даром, что и молодой, чуть старше Хлестакова, и что принял роль эту у самого Щепкина, коего считал Садовский всегда своем главным учителем. Путь таланта, который…всегда талант
И лишь только записные исследователи творчества Прова Михайловича Садовского знают, что был он еще и талантливым прозаиком, автором рассказа про Французскую революцию, а также неплохо пел и слыл интеллектуалом. В кружке же московских литераторов, артистов и музыкантов, был дущой его, то и дело предлагавшим всяческий художественный «креатив». Путь к династии Стал Пров Михайлович Садовский и родоначальником знаменитой на весь свет актерской ветви. Сын его — Михаил — блистал на подмостках Малого вместе с женой своей Ольгой Осиповной (урожденной Лазаревой) — величайшей «старухой» Малого театра. Внук Прова Михайловича — и полный его тезка — как говорили столичные театральные старожилы, а также Шаляпин, воистину мог соперничать славой с провозвестником-дедушкой. И лишь на правнуке — Прове Прововиче — пресеклась история актерского рода. История длиной в более чем 150 лет. А началась она сегодня. С появлением на свет в заштатном орловском городке Ливны младенца в крещении нареченного Провом. И говорят, что уже в колыбели мимика его была…неподражаема.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео