Как проходит «лямур». Спектакль по Шукшину признан экспериментальным

Его режиссёр Юрий Авдеев рассказал корреспонденту «АиФ в Омске», как нынче живётся артистам из народа и зачем нужны любительские коллективы. Мало выучить текст Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Юрий Геннадьевич, как появился театр «Сотоварищи»? Юрий Авдеев: В мае1961 года отыграли спектакль «20 свадеб в один год» по пьесе Ю. Петухова. Его посмотрела комиссия из областного управления культуры, и 18 сентября 1962 года самодеятельному драматическому коллективу из города Называевска было присвоено звание «Народный». Это и считается днём рождения театра. Режиссёром стал талантливый Сергей Курышев. Представьте себе, театр из сибирской провинции под его руководством едет в Москву и на сцене Кремлёвского театра играет спектакль «Гордячка» по пьесе Тамары Ян! Потом опять же в столице, но уже на сцене театра имени Пушкина, показывает спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» по Островскому. - Это был прямо костюмный спектакль и в декорациях? - Конечно! Для называевцев имя Курышева легендарное. Был он человеком дерзким, острым на язык, за что, видимо, и «съели». В народных коллективах наличие режиссёра очень важно, а когда Курышев уехал, театр рухнул. Были попытки его реанимировать, но, что называется, всплесками. Пока не пришла Людмила Иванова, моя одноклассница и однокурсница. Сейчас она во главе всей Называевской культуры. И именно наш театр стал родо­начальником областного фестиваля любительских театров «Театральные встречи», которому нынче исполнилось 23 года, а летопись начинается со спектакля-победителя - «Пролетарская мельница счастья». Его мы поставили вместе с Людмилой Николаевной. - Вы где-то подсмотрели эту идею? - Да. В 1995 году наш театр поехал на фестиваль «Театральная осень на Байкале» в Иркутск со спектаклем «Живи и помни» по Распутину. Время было непростое, зарплату не платили, в бюджете района дыра. Но Владимир Забрасаев, на тот момент глава района, пришёл, стукнул по столу и сказал: «Поедете! Пусть о Называевске ­узнает страна». 13 миллионов нашёл, в то время инфляция была жуткая. - Выходит, человек понимал, что узнаваемость территории можно достичь и с помощью театрального коллектива... Бренд сейчас ищут, театр «Сотоварищи» мог бы им стать? - Почему бы нет. О нас знают в России. В 2016 году мы стали «Заслуженным коллективом народного творчества РФ», а название «Сотоварищи» по-явилось в январе 2017 года. Бить и целовать надо всерьёз - Что в работе режиссёра было для вас сложным в то время, когда вы пришли в театр? - Репетиции! Нужно было поломать представление артистов о самом процессе. Они ворчали: «Я слова выучу, дома перед зеркалом расскажу и достаточно». - «Ну уж нет, с выученным текстом вы не будете просто ходить по сцене, - сказали мы с Людмилой Ивановой. - Будете играть». В театре ничего просто так не делают. Если ты целуешься, то целуйся, если бьёшь по лицу, то бей. В студенчестве отыгрывали такой этюд, в котором мне по лицу били 26 раз, чтобы добиться нужной эмоции. - Есть же имитирующие приёмы... - Это любительщина! Это репетируется на занятиях по сцендвижению - и то для того, чтобы отыграть гротесковый момент, или с детьми - не будешь же лупить по ребёнку. В НАЗЫВАЕВСКЕ В ДЕНЬ ПРЕМЬЕРЫ АНШЛАГИ. - Вы учились в Барнауле. Как вас родители отпустили в чужой город одного? - Я всегда был самостоятельным. Сказал, что поеду в институт культуры, только не знал: то ли на актёра, то ли на режиссёра. Отец пошёл на ж.-д. вок­зал, спросил, сколько ехать до Барнаула. Был вечер, ему сказали, что будет ваш сын в Барнауле в 9.30. Всего-то ночь! Я и две мои одноклассницы (одна из них Людмила Иванова) сели в общий вагон, поехали. Полдесятого наступило, а Барнаула нет. Приехали почти через сутки, в 21.30, а у нас только адрес института на листочке. По­шли искать гостиницу. Видим - красивое здание, по-английски написано. Не знали, что могут быть гостиницы для иностранцев. Двери стеклянные, автоматически распахиваются. Это сейчас они сплошь и рядом, а тогда в диковинку. Нашли вход, девчонки рухнули на диваны: устали. Я к администратору - переночевать хотим. Женщина на рецепшене была такая, как в карикатурах: бигуди, очочки. И мне на табличку указывает, а там классическое «Мест нет». И только ахнула, когда узнала, что мы одни, без родителей. Правда, ночевать пустила, стоил номер 2,5 руб. в сутки. Я потом за 15 рублей в месяц снимал квартиру. - И вас сразу зачислили в вуз? - Читал Михалкова «Кот Тимофей - открытая душа». Только первую строчку и произнёс. Спросили, знаю ли я, кто такой Станиславский, ответил - конечно. А Немирович-Данченко - это один человек? Я сомневался, ну раз спрашивают, ответил - один. А как они познакомились? Все знают, что это было в ресторане «Славянский базар». Накануне девчонки учили что-то такое, но из всего я запомнил только «базар». Я был наглым, поэтому уверенно ответил: «На базаре». Комиссия уже начала, что называется, «колоться». Меня взяли по большому счёту потому, что «штаны», парень. Сейчас всё по-другому, нужно всерьёз готовиться. «Катастрофически театральная» - У вас такие спектакли, что трудно назвать вас любителями. На фестивале вы отыграли «Лямур пердю, Иван Сидорович!» и взяли Гран-при... - В основе - пьеса Олега Богаева «Русская народная почта», я её прочёл, и она меня не впечатлила. Говорят, её отыгрывал Табаков, но я той постановки не видел. Хотел давно поставить спектакль по рассказам Шукшина, выбрал «Три грации», «Сапожки», «Миль пардон, мадам» и «Бессовестные». Мне подумалось: а что если Богаева и Шукшина объединить? Написал инсценировку, месяца четыре мы репетировали. - Название для русского уха необычное, как выбирали? - Переводится просто: «Любовь проходит». Герой решил выучить французский язык, и это выражение его ужасно веселит. Это пожилой мужчина, которому хочется общаться, да не с кем. И он берётся писать сам себе письма: от старых приятелей, от главного редактора телевидения, от королевы Англии, а в конце и от клопов. Представляете, многомиллиард­ная планета, а люди одиноки. - Ходят ли на спектакли люди в Называевске? - В Называевске в день премьеры аншлаги. Для наших зрителей спектакль - событие. Они принаряжаются, это выход в свет. Публика у нас катастрофически театральная. По районам ездим. Наши поездки оплачиваются из бюджета района. Сами понимаете, мы на билетах там точно не заработаем. Я бы сказал, что мы ездим, как агитбригады из прошлого. Не хочу говорить пафосно, но мы пропагандируем искусство.

Как проходит «лямур». Спектакль по Шукшину признан экспериментальным
© АиФ-Омск