«Винил лучше Интернета». Гость «Дней джаза» Чарльз Бёртон о музыке и жизни
«Посмотрите на простых людей - нас всех сближает культура, музыка – они вне политики», - говорит американский блюзовый гитарист Чарльз Бёртон. В минувшие выходные в Архангельске прошёл традиционный фестиваль «Дни джаза». Не первый год к нам приезжают музыканты из разных стран. В этом году ценителей джаза порадовали исполнители из Израиля, Швейцарии, Америки. А один из них, американец Чарльз Бёртон, отправился после Архангельска дальше - в Коряжму, затем - в Барнаул, Киров, и так далее. Мы поговорили с Чарльзом, поймав его ещё до того, как он выступил на фестивале со своим сетом. «Не могу без музыки» - Почему вы ездите по русской глубинке? Многие иностранные музыканты приезжают только в Москву и Санкт-Петербург, а у вас в графике гастролей есть и другие города. Что вам это даёт? - Я считаю, что это неплохая идея - выступать в разных городах, не только больших. В любом городе можно дать пару концертов, чтобы все местные любители музыки смогли меня увидеть и услышать. Но затем имеет смысл двигаться дальше, пересечь сотни километров, чтобы добраться до следующего города, где тебя будет ждать новая публика. - Путешествие по миру - это одно из условий существования музыканта или можно обойтись без этого? Например, просто записываться в студии. - Я могу прожить без гастролей, но не без музыки, которая является важнейшей частью моей жизни. И мне всё равно, гастролирую я или работаю в студии, я занимаюсь своим любимым делом. Это для меня - самое важное. - В известном фильме «Перекрёсток» 1986 года есть сцена, когда главный герой приезжает в город, там «белые» музыканты идут в клуб, где играют кантри, а темнокожие музыканты - в клуб с блюзом. Вы в своём творчестве соединяете оба этих жанра. Вам не кажется несуразицей это разделение по расовому признаку? - Согласен, раньше блюзом занимались только темнокожие люди. Но потом, мне кажется, они перешли к новым музыкальным формам - ритм-энд-блюз, фанк, сегодня рэп, хип-хоп и так далее. В тех местах, где я выступал, мне не казалось, что есть какое-то разделение этих жанров среди людей. А в своей музыке я стараюсь использовать различные жанры. Основной, конечно, блюз, но это широкое понятие, у него существует множество поджанров. «Пираты не волнуют» - Вы выросли в то время, когда были популярны виниловые пластинки, потом появились кассеты, компакт-диски. Сейчас же все выкладывают музыку в Интернет. Как вы к этому относитесь? - Я думаю, это немного грустно для молодёжи, да и для всех, кто просто хочет слушать музыку. Сегодня можно прослушать отрывок песни, купить её или скачать, перекинуть на смартфон. Мы можем услышать что-то вроде «О, мне понравилась песня Би Би Кинга «Everyday I have the blues» (Би Би Кинг - патриарх блюза, известный музыкант. - Ред.), они скачают эту песню, но никогда не станут слушать остальные его песни. У них сегодня нет этой привычки - найти другие записи исполнителя. К тому же Интернет ещё с 1990-х годов изменил музыкальную индустрию и способы заработка музыкантов. Если посмотреть, какие возможности он открывает, то нет ничего удивительного, что сейчас производится так много «пиратских», незаконных записей, артист теряет от производства таких записей внушительную часть дохода. Я, конечно, могу продавать лицензионные CD через Интернет, но большинство дисков я реализую непосредственно на своих концертах, поэтому, в принципе, меня проблема пиратства не особенно волнует. К тому же, распространение неофициальных изданий - это своего рода неплохая реклама исполнителя, и это положительно влияет на мою узнаваемость. - Сейчас не лучшее время в отношениях разных мировых стран, да и вообще - люди стали разобщённее. Может ли музыка помочь в налаживании отношений между ними? - Я надеюсь на это. Посмотрите на простых людей - русских и американцев (показывает на себя и людей вокруг. - Ред.). Мы любим друг друга посредством музыки. Ведь это одна из величайших вещей на планете. Я горжусь американской музыкой, и я рад возможности приехать и в Россию сказать и показать, что я играю американскую музыку, что я американец. И люди это понимают. Это сближает людей разных стран, разных культур. Для меня это очевидно. Досье Чарльз Бёртон родился в Лос-Анджелесе в 1958 году. Играл на гитаре в кантри-группах в Лос-Анджелесе (1970-е), в Гонолулу (1980-е), в Токио (1990-е) и в Фресно, штат Калифорния. Постоянный участник крупнейших блюзовых фестивалей Европы и США. В 2009 году Бёртон стал победителем конкурса гитаристов King of the Blues в Сан-Диего. Выпустил пять компакт-дисков со своей группой Charles Burton Blues Band.