Потерянные люди: когда на самом деле русские появились на Аляске
Вопрос этот весьма важен, ведь европейцы долго время пытались оспорить не только открытие русскими Аляски, но даже и Чукотки, и Камчатки, считая, что только они имеют право на эти богатые земли. Официальная история стоит на стороне России. Первыми в 1648 году увидели берега Аляски участники экспедиции Семёна Дежнёва, а в первый раз русский человек вступил на американский континент восемьдесят пять лет спустя – 21 августа 1732 года. Это были казаки «начальника Чукотки» Дмитрия Ивановича Павлуцкого, которые на боте «Святой Гавриил» пересекли пролив между континентами и высадились на мысе Принца Уэльского. Командовали ботом картограф Михаил Спиридонович Гвоздев и подштурман Иван Фёдоров. Спустя 13 лет экспедиция промысловиков на судне «Святой Евдоким» в первый раз вступила в бой с алеутами на острове Атту, после чего русские стали планомерно осваивать новые территории. Испанцы в Канаду и на Аляску стали плавать только с 1774 года, а англичане в лице Джеймса Кука появились там в 1778 году. Однако нет-нет, да и промелькнет в летописях отечественной истории информация о том, что первые русские поселения появились на Аляске еще в XVII, а то и в XVI веке. Это – потомки экспедиции Дежнёва? Русский историк Василий Николаевич Берх в книге «Хронологическая история всех путешествий» (1821 год) указывал, что четыре коча Дежнёва пропали без вести, и судьба их неизвестна. В это же время возникли слухи, которые подтверждал служилый человек Никифор Мальгин, который ходил у Чукотки на кочах между 1661 и 1678 годами, что напротив Чукотки в долине реки Хеуверен живут русские люди – у них белая кожа, они крестятся, поклоняются иконам и имеют густые бороды. Это же подтверждали и казаки, жившие на Анадыре. Современный историк Светлана Григорьевна Федорова в книге «Русская Америка: от первых поселений до продажи Аляски» пишет, что в конце XVIII века шотландский путешественник Александр Маккензи слышал от индейцев, обитающих по реке Маккензи, что на территории эскимосов у озера «Бельхулай-тое» живут русские. На озере стоит крепость и русские снабжают индейцев железом; они высокие, бьют бобров и строят «большие лодки». Во время первой Камчатской экспедиции 1729 года помощник Витуса Беринга капитан Шпенберг слышал о русских, которые живут «против Суксунского носу». Он связывал поселение с «потерянными кочами», которые вышли с устья Лены на восток. Изыскания Миллера и Кобелева О ранних поселениях русских писал историограф Фёдор Иванович (Грехард) Миллер, который в 1733 году готовил Вторую Камчатскую экспедицию. Он тоже связывал их с кочами Дежнёва. В 1737 году Миллер нашел в архиве Якутска челобитные Дежнёва и записи опроса «служилых людей»; из документов стало ясно, что Дежнёв действительно обогнул Чукотку (многие в этом сомневались), но потеряли четыре корабля. Тут же нашли показания Никифора Мальгина о походе Тараса Стадухина в шестидесятых годах XVII века – якобы Стадухин получил известие, что на острове «в Пенжинском море живут люди бородатые, платье носят долгое, а русских называют братьями». Известие Миллер воспринял всерьез, и записал, что напротив Чукотки живут русские люди, торгуют с местными деревянной посудой, и скорее всего, являются потомками пропавших казаков. Российский историк Иван Вячеславович Савельев в работе «Ранние русские поселения на Аляске» упоминает еще один источник, благодаря которому стало известно о «пропавших людях» – это опросы казаков Анадырьского острога, которые были произведены в Охотске в 1760-х годах. Казак Иван Гребешков рассказал, что на Аляске живут люди русские «всем сходны»: старые с бородами, молодые – без, а избы строят рубленые. Казак Леонтий Вершинин говорил, что за островами есть «Большая земля, на которой живут бородатые люди, подобные русским». После возникновения у берегов Чукотки экспедиции Джеймса Кука, на полуостров был отправлен казачий сотник Иван Кобелев. Он побывал на островах Ротманова и Крузенштерна (Имаглин и Игеллин), расспрашивая об англичанах, и узнал от эскимосского князька, что на аляскинском берегу в остроге Кымговей живут русские, читают книги, знают письмо, чтут веру православную, а над покойниками ставят «дощечки писаные». Потомки новгородцев? Надо сказать, что кроме потерянных кочей, на которых было 120 человек, к берегам Аляски могло прибить и другие русские корабли. Случаи дрейфа промысловиков происходили, начиная с 1640-х годов, когда казаки предпринимали первые попытки достичь морем Анадыря. В 1655 году без вести пропало судно Павла Кокоулина «Заварзы», возвращавшееся с морского промыла, на борту находилось 14 человек. Самая «древняя» версия говорит о том, что предками русских могли стать новгородцы, которые во времена Ивана Грозного (XVI век) прошли через всю Сибирь, спустились по Лене и достигли Анадыря. По дороге один из кочей отбился и пропал. Эту версию высказывал миссионер о. Герман, служивший на острове Кадьяк в 1795 году. Он тоже слышал о русских на Аляске и написал об этом настоятелю Валаама о. Назарию. Или команда святого Павла? Еще одна версия возникновения неизвестной властям русской крепости на Аляске связана с экспедицией Чирикова. Известно, что русский пакебот «Святой Павел» летом 1741 года высадил на американский берег членов команды, которые на корабль не вернулись. Их потомков встречали на побережье американского континента от залива Льтуа до реки Колумбии. Испанцы, высадившись на берег в 1774 году, нашли там людей «белокурых, цивилизованных и приятных на вид». А в 1788 году пакетбот «Сен-Шарль» нашел на Аляске «русскую пристань». Но сами русские отыскать потомков команды «Св. Павла» не смогли. Археологи, которые в 1937 году нашли на Кенайском полуострове следы двухсотлетнего поселения, не смогли или не захотели доказать, что оно – русское. Исследования власти США проводят неохотно, и в сохранении истории русской Аляски не заинтересованы. Тем не менее, свидетельства казаков и эскимосов явно дают понять, что уже с середины XVII века русские на Аляске жили.