Как православные священники уходили сквозь стены
Это произошло в 1453 году, в тот день, когда под натиском войск султана Мeхмeта II пал Константинополь, и турки ворвались в город, неся смерть и разрушение. Сама по себе эта катастрофа была грандиозной, но еще более страшной и удивительной она становилась в свете событий, которые произошли накануне нашествия османов. Похождения Иоанна V Христианские богословы испокон веков верили – где ослабевает вера в Христа, туда приходят мусульмане, которых христиане именовали «Божьим бичом» вероотступников. Еще за век до падения, в XIV веке, император Иоанн V решил принять католицизм и распространить его по Византии. Он съездил в Рим, где встретился с папой Урбaном и в 1369 году на торжестве прочитал исповедание веры по католическому образцу, согласившись с догматами о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Христа, что Дева Мария была непорочно зачата, и признал Урбана наместником Бога на земле. Он был быстро наказан Богом за отступничество от ортодоксальной веры – на обратном пути его позорно арестовали в Венеции за долги, и его сыну пришлось выкупать императора. Уния все же была подписана Однако начало предательству было положено, и в начале XV века вылилось в вероотступничество многих священников. Напрасно христианский автор Иосиф Вриенний призывал страну не доверять папе: «Не верьте, – писал он, – западные народы нам не помогут. Если когда-нибудь они встанут, чтобы якобы защитить нас, то лишь для того, чтобы разрушить Константинополь, уничтожить наш род и забыть наши имена». В 1431 году у католиков был созван Собор в городе Базель, который заседал почти восемь лет. И собор, и папа Евгений IV начали переговоры с Византией, склоняя духовенство и светскую власть к подписанию унии – акта об объединении церквей. Удивительно, но несмотря на то, что на Соборе присутствовало много греческих и ефесских экзархов, которые были против унии, она была подписана в 1439 году во Флоренции, куда было приглашено посольство ромеев во главе с императором. Часть духовенства во главе со святителем Марком из Эфеса отказались подставить подписи на этом документе. Тем не менее император Иоанн VIII продолжил сближение с Западом, надеясь получить поддержку в надвигающейся войне с османами. Между прочим, сторонник унии Московский патриарх Исидор по возвращении в Москву был назван «волком» и заключен в монастырь, откуда сбежал обратно в Рим. Святая София Вскоре на византийский трон взошел брат Иоанна – Константин XI, он тоже верил, что запад придет на помощь. Но Рим прислал ему только Исидора, который, став кардиналом, вошел в величайшую святыню – собор Св. Софии, торжественно провозгласил унию и отслужил в православном храме католическую литургию с поминовением папы. До падения города осталось меньше полугода. Падение Вторгшийся в Византию султан обещал Константину безопасность, если тот сдаст город, но император заявил, что пойдет на любые уступки, но город не сдаст. На штурм Константинополя, который находился на полуострове, турки пошли в знаменательный день – 2 апреля 1453 года, на Пасху. Дело в том, что именно в этот праздник, когда в Софии проходило ночное Бдение, над куполом собора неожиданно появился яркий свет, который собрался в облако и ушел в небо. Народ был в скорби – люди поняли, что Ангел, который 800 лет стоял на защите храма, покинул город. Описал это событие Нестор-Искандер – христианин, который служил султану и был в его войске. «Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо». После чего, по словам Нестора, небеса разверзлись и приняли в себя свет, а потом закрылись. Утром Патриарх пришел к Константину и предсказал, что город возьмут турки. Увидел это явление и астролог, бывший при султане, и сказал Мехмету, что город лишился защиты, и его можно брать. 120 000 османов, стоявшие у города с начала марта, бросились на штурм. Греки, к которым на помощь из Европы пришли только венецианцы и генуэзцы, удерживали столицу от падения два месяца, но 29 мая турки прорвались через стены и открыли ворота. Император был убит на улице, где сражался, как простой воин. Все два месяца, которые шла осада, в Софии молились православные священники, проводя Литургию и моля Христа о спасении. Но участь империи была предрешена. В тот миг, когда турки ворвались в великий храм, шла Литургия. По преданиям, православные священники не прервали ее и продолжали служить, пока озверевшие турки резали прихожан – женщин, стариков и детей, а потом повернулись спиной к османам и вместе с потирами – чашами для причастия, наполненными Святыми Дарами, ушли прямо в стену. Несмотря на то, что турки перестроили храм в мечеть, в Софии до сих пор есть колонна, возле которой слышится молитва этих священников. По предсказаниям афонских старцев, они будут служить Литургию до последних времен, и выйдут из стены тогда, когда столица будет освобождена, и в ее приделы придет «русский царь с севера». Есть в Софии и еще одна достопримечательность, которая напоминает о падении города – это отпечаток ладони в каменной стене на высоте 4 метра. Христиане предполагают, что это отпечаток Богородицы, которая, в скорби склонившись над убитыми, оперлась о стену. А турки считаю её ладонью султана Мехмета, который верхом заехал по трупам в православный храм, но конь испугался убитых и встал на дыбы. Султан оперся на стену, чтобы не упасть, и отпечаток его окровавленной ладони остался на стене. Однако и турецкая версия произошедшего может быть верной – ведь рука султана была в христианской крови, и быть может, эта кровь и прожгла стену оскверненной святыни. Под турецким владычеством и защитой Мехмета II православные продолжили исповедовать свою веру. Всё духовенство было освобождено от податей, половина храмов осталась в ведении патриархата. Первым патриархом Истамбула стал Геннадий Слохария, который был сторонником объединения церквей, но после событий 1453 года навсегда остался верен православию.