Войти в почту

Алёна Арзамасская: как монахиня стала первой русской женщиной-атаманом

В истории Крестьянской войны 1670-1671 гг. под предводительством донского казачьего атамана Степана Разина много неясного. Прежде всего непонятно, почему большинство сведений об этом восстании сохранилось в западных источниках. Более того, очень скоро – всего через три года – «бунт Стеньки Разина» стал предметом научных исследований в европейских университетах! Даже большевистская революция 1917 года не привлекла к себе столь оперативно внимание зарубежных историков. При этом в России спустя тридцать лет не уцелело даже следственное дело предводителя мятежников! Что вряд ли было случайностью. Не меньше загадок вызывают и многие личности соратников удалого атамана. Восстание в Мордовии Осенью 1670 года восстание, которое обычно называют крестьянским или казацко-крестьянским, широко разлилось по территории Среднего Поволжья. Оно распространилось быстро, как пожар по сухой траве от непогашенной спички. Там и сям сразу возникли многотысячные и неплохо по тем временам вооружённые (ещё одна загадка) отряды бунтовщиков, возглавляемые авторитетными и искушёнными в военном деле командирами. История донесла до нас имена наиболее известных из них: Михаил Харитонов, Василий Фёдоров, Максим Осипов, Павел Елушев, Акай Боляев. Среди них – и инокиня Алёна, известная лишь по имени да по месту рождения. Это был регион, лишь недавно подвергшийся поверхностной русификации. Большинство его населения, если не всегда по крестильным именам, то по языку составляли ещё крещёные инородцы: мордва, марийцы (черемисы), чуваши, а то и в основном некрещёные – мишари (мещеряки), татары. Ещё недавно, в XVI веке Москва вела долгие кровопролитные войны за покорение мордвы и черемисов, да и в Смутное время эти народы опять бунтовали. Восстание бушевало совсем рядом с автономным Касимовским царством. Примечательны показания допросов некоторых пленных разинцев: они говорили, что целью их отрядов является город Касимов. Примечательно и то, что Касимовское царство было ликвидировано спустя всего десять лет после восстания. Но это вопросы, относящиеся к общей истории движения Степана Разина. Считается, что восставшие не смогли объединить действия отдельных отрядов и были поодиночке разбиты царскими войсками. Предводительницей одного из самых многочисленных и удачливых отрядов стала женщина, инокиня Алёна из Арзамаса. Знахарка Если точнее, то Алёна была родом из Выездной Слободы, что совсем рядом с нынешней городской чертой Арзамаса (сейчас называется Выездное). В те времена это была казачья слобода, основанная там во время войн Ивана Грозного против марийцев. Судя по всему, первоначальное население слободы составляли мещёрские казаки, иначе говоря – мишари. Неизвестно, было ли Алёна крестильным или уже иноческим именем нашей героини. Выданная, как водилось в крестьянских и казацких семьях, рано замуж, Алёна овдовела. В таком положении многие русские женщины предпочитали уходить в монастырь. Нам неизвестен её возраст к моменту восстания. Неизвестно также, много ли лет она провела в монастыре перед этим. Единственная достоверная черта биографии – Алёна была знахаркой и лекаркой. Она знала лечебные свойства растений и другого природного сырья, умела их применять. По-видимому, про её мастерство в этом деле было известно в округе. Судя по всему, Алёна до начала восстания обладала некоторым авторитетом в окрестностях, что и позволило ей довольно быстро встать во главе повстанческой силы. С христианской точки зрения, знание лечебных сил растений считалось ведовством. В монастыре оно точно не поощрялось, а за монастырскими стенами едва терпелось властями. Следовательно, Алёна могла получить свои знания только до прихода в монастырь. Вероятно, многое она знала ещё с детства. Для уроженки мещёрских, муромских, мордовских лесных краёв это не удивительно: русские всегда считали «чудь», «мордву» колдунами, знающимися с нечистой силой. Монашка в бегах Неизвестно, бежала ли Алёна из монастыря непосредственно перед восстанием или уже давно была монашкой в бегах. Неизвестен в точности даже тот монастырь, где она приняла постриг. Историки говорят о женском Николаевском монастыре под Арзамасом, но это не обязательно. Ведь даже с местом её рождения выходит путаница. Есть свидетельства, что она была родом из-под Красной Слободы. Впрочем, она вполне могла там жить перед началом восстания. Её популярность и навыки говорят, скорее, в пользу того, что вооружённые драки и скитания по больших дорогам были ей не внове. То есть, прежде чем в Поволжье распространились вести о Стеньке Разине, Алёна уже какое-то время была «каликой перехожей» и занималась целительством вне монастырских стен. Побег из монастыря да в сочетании с таким колдовским ремеслом это уже двойное преступление против религии, наказывавшееся по Соборному уложению 1649 года сожжением живьём. Становясь во главе мятежников, Алёна уж ничего не теряла. Лгут ли иностранцы Дальнейшие события – её предводительство восстанием, оборона города Темникова от царских войск, пленение и казнь – хорошо описаны в литературе и популярных статьях. Любопытно, что известия о разгроме Разина и его соратников, об их лютых казнях, появились за рубежом раньше, чем в России. Тут не место рассуждать, кто об этом позаботился и зачем. Известно, во всяком случае, что иностранные наёмники составляли львиную долю московского царского войска при подавлении восстания. Историки Елена Викторовна Чистякова и Владимир Михайлович Соловьёв, выпустившие в 1988 году книгу «Степан Разин и его соратники», считают, что многие иностранные свидетельства об Алёне Арзамасской могли быть художественным вымыслом. В частности, её исключительная нечувствительность к пыткам и мучительной казни была известным европейским художественным приёмом, призванным внушить читателям уверенность в том, что казнённая действительно была ведьмой, обладала какою-то сверхъестественной силой. К таким же средствам относится и упоминание могучего лука атаманши, который якобы не мог натянуть никто из царских воинов. Впрочем, нет оснований отрицать, что сообщённые подробности действительно могли быть правдой.

Алёна Арзамасская: как монахиня стала первой русской женщиной-атаманом
© Кириллица