Елена Камбурова: Не экономьте на чувствах
Фестиваль спектаклей театра музыки и поэзии проходит сейчас на лучших сценах города. Корреспондент «ВМ» побеседовала с руководителем театра Еленой Камбуровой. Московском театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой скоро откроется новая сцена. Это подарок театру от правительства Москвы. «ВМ» уже посмотрела первую премьеру для этой сцены — музыкально-драматический спектакль «Приходите в понедельник», поставленный Кириллом Вытоптовым. — Елена Антоновна, премьера «Приходите в понедельник» возвращает нас в социалистический строй. Как вспоминаете вы жизнь в СССР? — Было много хорошего и много плохого. Не было вопиющей бедности и зашкаливающего богатства, как сегодня. На мой взгляд, уравниловка куда лучше, чем радикальное расслоение еще некогда равных людей. Да и песни при социализме были добрее, а исполнители профессиональнее. — Талантливому артисту легче было пробиться на эстраду до перестройки или же сейчас, когда сотни музыкальных конкурсов и проектов? — Ответ однозначен — раньше. Когда бал правит коммерция, это страшно. — Есть ли в вас коммерческая жилка? — Во мне ее нет. Но при этом я пела и на эстраде, и выступала на радио, ТВ, пела в кино, снималась... Сегодня вряд ли мне бы удалось обратить на себя внимание и достучаться до главных каналов и продюсеров. — Вы создали Театр музыки и поэзии в очень сложный период жизни страны — в начале 90-х. Композитор Алексей Рыбников, которому тоже удалось открыть свой Театр Алексея Рыбникова, в интервью «ВМ» назвал это «блестящей авантюрой Остапа Бендера». — Еще большая авантюра — наш театр, созданный в то же время. Давно мечтала о нем, но даже не знала, как к этому подступиться. Настолько я скромный человек, и это неправильно. Однажды Юрий Лужков встречался с театральной общественностью, и меня буквально вытолкнул на сцену один из его помощников — рассказать о театре. Я вышла и бойко рассказала об идее будущего театра, которая заключалась в сочетании музыки и слова, и неожиданно для меня Лужков вызвал меня через день и предложил зал на Калининском проспекте на 700 мест. Но я сказала, что хотелось бы создать театр в старинном здании. Каждый раз, заходя в тот зал, я думала, что создание театра — чистой воды авантюра, ведь были только я и мои музыканты. Одна мощная организация, которая была в том здании на Калининском, стала противиться нашему соседству, и театру дали здание на Большой Пироговской. В этом здании раньше был кинотеатр «Спорт», и я, как только зашла в наше здание, сразу поняла, что место — мое. Признаюсь, что не думала о театре со спектаклями, а думала о творческих вечерах. Но встреча с режиссером Иваном Поповски вылилась в то, что он поставил музыкально-драматиче ский спектакль «Грезы» по песням Шумана и Шуберта, который положил начало нашему театру. А сейчас в театре открывается Новая сцена. Я очень верю в случай, в провидение, и создание нашего театра — это чудо. — Сейчас проходит фестиваль спектаклей Театра музыки и поэзии на лучших площадках столицы, включая Театр Вахтангова. Как вам удалось этого добиться? — Благодаря дружбе с художественным руководителем театра Римасом Туминасом спектакли нашего театра идут на сцене Театра Вахтангова. С ним я познакомилась много лет назад, когда он ставил свой спектакль «Играем Шиллера» в театре «Современник». Пригласила его в наш театр, и он тут же пришел на спектакль «Капли Датского короля» по произведениям Булата Окуджавы. С тех пор он нас не забывает. — Наверняка у вас есть любимые поэты... Конечно, одна из них — Марина Ивановна Цветаева. Ее стихи прекрасно ложатся на музыку. Композитор Дашкевич написал музыку к ее стихам, которую я исполняю. Он же написал цикл на стихи Мандельштама в то время, когда имя поэта нельзя было даже произносить. — А самый-самый любимый поэт? — Представьте себе — Пушкин! В его стихах так все просто, ясно и при этом мудро! — Есть среди наших современников люди, кого вы без натяжки могли бы назвать гением? — Для меня это Леонид Енгибаров — клоун, которого не стало в 37 лет. Булат Окуджава был гением. Такой скромный человек, а как мощно он выражал свои чувства! Через все его произведения проходит надежда. Кстати, 17 ноября в Театре имени Моссовета я буду выступать с программой «Мой Окуджава». — Вы по-прежнему выступаете на сцене, даете концерты... — Сейчас я делаю это гораздо реже, чем раньше. Был момент, когда я оказалась в больнице и меня как-то забыли. — Вам, конечно, приходилось слышать, что болезни даются человеку как испытание. А что вы об этом думаете? — Болезнь посылается нам для воспитания терпения. Иногда благодаря болезни у человека открывается талант. Мне кажется, что меня болезнь сделала более терпеливой и смиренной. Хотя смириться с недугом трудно... — Вы помните свой первый концертный наряд? — Концертные платья мне всегда шили мастерицы. То, в котором я вышла на сцену в первый раз, было болотного цвета. В нем я была похожа на билетершу. Потом я предпочитала черные платья, в них всегда выглядишь лучше, чем на самом деле. — В вашем доме много минералов, вы их коллекционируете? — Да, потому что живопись камня для меня выше живописи рукотворной. Камень способен на невероятные рисунки. В них — природа, небо, река, гармония Вселенной. — А еще я слышала, что вы очень любите животных. Это правда? — Люблю — не то слово, я их обожаю. Сейчас у меня живут две кошки. Раньше была собака. Мечтала создать приют для собак, но уже вряд ли осилю. — Если бы была возможность, что бы вы изменили в своей жизни? — Дорогу я выбрала бы песенную, вне всякого сомнения. Правда, изначально мне казалось, что я драматическая актриса. И я доказала это, сыграв Антигону в спектакле по Софоклу. Начинала я творческий путь с лирических песен, но постепенно стали появляться песни характерные. Что бы я изменила? Я жила бы больше... женской жизнью. Личная жизнь у меня была, но я экономила чувства, не рвалась навстречу любви. Была очень сдержанной, скромной в отношениях с мужчинами. По натуре я аскет. Сейчас об этом жалею. В любви себя беречь нельзя. — Любите ли вы Москву? — Я живу в тихом старом районе Москвы. Я люблю Спиридоновку, Чистые пруды, район Маяковки... И место, где расположен наш Театр песни и поэзии, рядом с Новодевичьим монастырем, просто чудесное. Вид из окон нашего театра открывается невероятно красивый! — О подсолнухах, которые «цветут» на стене многоэтажки, в которой вы живете, знает, кажется, весь район. Убедилась в этом, когда искала ваш дом. Как возникла идея так украсить здание? — Подсолнух — символ радости и послание от Бога. А поскольку в жизни далеко не все доставляет радость, то невольно хватаешься за источники оптимизма. Идет человек по городу, видит похожие друг на друга дома, и вдруг — откуда ни возьмись — подсолнух! Люди видят наши цветы и невольно улыбаются. — А сами вы рисуете? — Хотелось бы, но нет, к сожалению, не рисую. Считаю, что каждый человек должен уметь петь, или рисовать, или вышивать, словом, заниматься творчеством. Я пою и выращиваю цветы. И не только на стене дома. Недавно в нашем дворе цвели подсолнухи, которые я посадила. Когда мы въезжали в этот дом, он был совсем новый. Мы расчистили двор от строительного мусора и высадили цветы. И двор наш из серого, мрачного превратился в зеленый и уютный. Первое растение, которое я посадила вместе с соседями, была спирея Вангутта. Мы сажали крошечный росток, а сегодня это чудесное растение уже выше меня. СПРАВКА Елена Камбурова родилась в 1940 году в Сталинске Новосибирской области. Не поступив в Театральное училище имени Щукина, пошла работать на одну из московских строек. Позже окончила отделение эстрадной режиссуры ГИТИСа. Елена Камбурова создала на эстраде свой песенный стиль, представляющий синтез музыки, поэзии и актерской работы. В 1992 году стала создателем и худруком Театра музыки и поэзии.