Аркадий Райкин — основоположник российского юмора

Все нынешние российские юмористы в той или иной степени пользуются наработками мэтра советской эстрады. Мгновенные переодевания, тексты со множеством смыслов, все элементы стэнд-апа были наработаны им задолго до появления «Камеди Клаб» и других представителей современного российского юмора. При этом он еще и умудрялся обходить цензуру и дружить с генсеками. Советский Чаплин Будущий любимец миллионов родился в 1911 году в Риге. Его отец работал в порту, занимался отбраковкой леса, мама вела домашнее хозяйство. Аркадий был старшим ребенком, которого воспитывали в строгих традициях. После начала Первой мировой войны, семья перебирается в Рыбинск, именно там, в возрасте девяти лет, Аркаша впервые вышел на сцену как актер школьного драмкружка. В 1922 году семья переезжает в Петроград, и здесь ребенок просто заболевает театром. Почти каждый день он ходит на спектакли «Александринки», а чтобы добыть денег на билет, продает свои школьные тетради и учебники. Естественно, отцу не нравится такое увлечение, и Аркадий частенько бывает наказан, но это не помогает избавиться от любви к театру. Тогда отец пытается направить его страсть в практическое русло и покупает сыну скрипку. Но национальные корни проигрывают любви к театру, а на футляре от скрипки мальчик катается зимой с горки. В возрасте 18 лет Аркадий Исаакович уходит из родительского дома, поскольку отец так и не может смириться с решением сына стать «еврейским клоуном». Юноша идет работать лаборантом на Охтинский химический завод лаборантом, чтобы получить необходимый для поступления в ВУЗ рабочий стаж. Получив желаемое, Аркадий поступает в Ленинградский техникум сценических искусств, по окончании которого в 1935 году поступает на работу в Ленинградский Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В это же время он женится на Руфь Иоффе, племяннице великого физика. Ее семья против такого мезальянса, но любовь побеждает все преграды. Вскоре у них рождается дочь Катерина. В 1939 году Райкин принимает участие в первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрадного жанра в Москве. Там он представляет танцевально-мимические номера «Мишка» и «Чаплин», которые приносят ему безоговорочную победу. Его сразу же приглашают на работу в Ленинградский театр эстрады и миниатюр, и уже через три года он становится его художественным руководителем. В 1939 году Райкин выступает перед Сталиным, и удостаивается личной похвалы вождя. Это стало своего рода охранной грамотой во время репрессий. Война и после Концерт фронту (1942) С началом Великой Отечественной войны Райкин с женой и театром дают множество концертов на фронте. Дочку они отправляют в эвакуацию, в Среднюю Азию, а сами много и сосредоточенно работают. Тяготы войны коснулись и актеров, иногда их спасало чудо. Однажды, театр гастролировал в Днепропетровске, когда линия фронта находилась в нескольких десятках километром. Получив информацию об этом, тогдашний секретарь горкома Леонид Брежнев практически силой заставляет театр эвакуироваться, а уже через пару часов и вокзал, и железная дорога были разбомблены вражеской авиацией. Во время войны Райкин также снимается в нескольких кинофильмах, активно гастролирует и за это впоследствии его наградят орденом Великой Отечественной войны. После Победы, Аркадий Исаакович возвращается в родной Ленинград, продолжает заниматься своим театром. Попутно он снимается в нескольких юмористических фильмах, которые мгновенно становится лидерами проката. Именно здесь он появляется в различных образах, мгновенно меняя и характер, и внешность. Именно здесь закладывается основа всех современных приемов российской сатиры и юмора- умение обходить цензуру, говорить о запретном иными словами, н так, чтобы зритель все понимал, работа с реквизитом и декорациями. Естественно, театр мгновенно становится популярным. Он гастролирует по стране, где Райкин не только выступает сам, но и занимается селекцией талантов. Например, после гастролей в Одессе, он привозит с собой никому тогда не известных Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. Чем вам не нынешний «Открытый микрофон» и другие шоу? Слава артиста выходит за пределы СССР, и в 1965 году его приглашают в Лондон. При этом, по идеологическим соображениям, его выпускать не хотели. Тогда британцы просто заплатили требуемый советской стороной гонорар. Таким образом, Райкин на тот момент стал самым дорогим артистом мира. Само собой, что ему от этих денег не досталось ни копейки. Зато в Лондоне он встретился с своим двоюродным братом — пианистом из ЮАР Бруно Райкиным. Дорога в Москву Все это время Аркадий Исаакович жил и работал в родном Ленинграде. Однако к началу 70-х годов у него обострились конфликты с партийным руководством города. Ему откровенно «перекрывали кислород», запрещали ставить некоторые пьесы, советовали вообще сменить профессию. Это продолжалось почти десять лет, и на почве переживаний у Райкина случился инфаркт. И когда он лежал в больнице, он обратился к своему другу Брежневу, который тогда был главой советского государства и попросил помощи с переездом театра в Москву. Леонид Ильич тут же дал согласие, выделил помещение кинотеатра «Таджикистан» и обеспечил всех артистов жильем в Москве. Так в столице появился театр «Сатирикон». Всеми вопросами становления театра сначала занимался сам Аркадий Исаакович, но вскоре здоровье стало его подводить. Тогда он передал все дела своему сыну Константину. Константин Аркадьевич достойно справился с задачей. Он и по сей день руководит театром, носящим имя его создателя, легенды русского юмора — Аркадия Исааковича Райкина. Сам же мэтр ушел в 1987 году, он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Читайте также: 84-летний Михаил Жванецкий с 52-летней женой впервые после долгого перерыва вышли в свет Доктор Калюжный (1939) Огненные годы (1939) Валерий Чкалов (1941) Концерт фронту (1942) Мы с вами где-то встречались… (1954) Голубой огонёк-1964 (1964) Когда песня не кончается (1964) В первый час (1965) Пополам (1967) Люди и манекены (1974, 1975) Люди и манекены (1974, 1975) Фото: Persona Stars, И. Потемкин/Интерпресс/ТАСС, ТАСС Читайте НАС ВКонтакте

Аркадий Райкин — основоположник российского юмора
© Карельские вести