Войти в почту

Смутное единство. Как донские казаки посадили на трон нового царя

4 ноября в России отмечают День народного единства. Праздник сравнительно новый, и до сих пор не до конца прижившийся в обществе. Во всяком случае, когда мы спрашивали ростовчан на улицах: «Что празднуем-то?», то правильного ответа не получили. Одни говорили о единении с народами других стран, другие связывали эту дату с революционными событиями, третьи и вовсе путали с октябрь­ским штурмом Белого дома. Официально 4 ноября привязывается к окончанию Смутного времени на Руси. «АиФ на Дону» решили вернуться на четыре века назад вместе с доктором исторических наук, профессором, заведующим лабораторией казачества в ЮНЦ РАН Андреем Венковым и разобраться в том, что и почему мы празднуем в День народного единства. Как донцы царя избрали Юлия Морозова «Аргументы и Факты на Дону»: Всё-таки, что мы празднуем - освобождение Москвы от поляков? Андрей Венков: По сути, да. Но с тем, какую дату считать окончанием Смуты - есть разногласия. 4 ноября 1612 года капитулировал вражеский польский гарнизон, занимавший Москву. В феврале 1613 года выбрали нового царя. Ещё год гонялись по стране за другими претендентами на престол. Но ведь Смута этим не закончилась. Она прекратилась в 1618 году, ровно 400 лет назад, когда подписали мир с Польшей. Мне кажется, 4 ноября было предложено в качестве замены празднования 7 ноября - годовщины революции, ставшего за 70 лет народным и традиционным. Вместе с тем, праздник народного единства, конечно же, нужен. И, даст Бог, этот устоится. Но для этого надо события ноября 1612 года пропагандировать так же активно, как коммунисты 70 лет рассказывали про Октябрьскую революцию. - А какова роль донских казаков в Смутное время? - Основным промыслом у них были тогда охота, рыбная ловля и походы «за зипунами» (морской грабёж). Поэтому на месте казаки не сидели. Началась Смута, появился претендент на русский престол, якобы чудесно спасшийся царевич Дмитрий. Прибыл на Дон его посол Свирский: «Появился законный царь, призывает вас, казаки, к себе. По службе вашей вас пожалует». А от Бориса Годунова приехал стольник Пётр Хрущёв: «Не верьте самозванцу!» Казаки на всякий случай связали Хрущёва и повезли с собой к Лжедмитрию. По прибытии в местечко под Киевом Хрущёв увидел Лжедмитрия, прослезился, закричал: «Какое счастье! Жив!». В итоге донские казаки во главе с атаманами Андреем Корелой и Межаковым участвовали в походе с самозваным царём на Москву. Там их хорошо наградили, и о них долго не было слышно. Есть мнение, что донцы прогуливали жалованье. Позже, в годы Смуты, настоящие вольные казаки старались не лезть в гущу событий. Русь после многих лет неразберихи очень обнищала. Когда вновь выбранного главу государства Михаила Романова повезли в Москву, то народ, разглядывая царский поезд, поражённо перешёптывался: «Сбруя на лошадях верёвочная, даже не ремённая!» Однако не только это обсуждали. Люди говорили: «Казаки-донцы царя на престол посадили». И пересказывали, как перед боярами вышел казачий атаман, достал саблю и положил её сверху грамоты: «Считаем, что на троне должен быть Михаил Романов!» Получается почти военный переворот. Долгое время учёные думали, что это легенда, но один из историков недавно обнаружил в старинных документах «Пожалования», которые делал сразу по восшествию на трон Михаил Романов. И одним из первых там значится атаман Межаков. Думаю, что Межаков был в сговоре с Романовыми. Откуда казак из степей мог знать что-то о Михаиле Романове, до этого томившемся в Ярославском монастыре? И нашим, и вашим - Вы сказали, что настоящие вольные казаки не принимали активного участия в Смуте. А что, были и не настоящие? - В тот период многие сами себя объявляли казаками. Например, является огромная толпа крестьян, население всей деревни, приходят к воеводе: «Мы хотим быть казаками, хотим служить». Тот им: «Денег нет у меня». Крестьяне: «Да и не плати, посели нас вон в той деревне, а соседние сёла нас кормить будут, мы же служим». Пошло повальное «показачивание». То есть, казаки были вольные донские, а были и военные, на службе государства: городовые казаки, станичные. Они несли службу царю не за землю, а за деньги. Донские же казаки были вроде как и за русского царя, но всегда блюли свои интересы. Ещё со времён Ивана Грозного сюда бежали дружинники казнённых бояр. В результате в 1565 год на Руси - опричнина, а к 1570 году на Дону образуется целое войско. Такая сила на пограничных территориях не могла не заинтересовать царя. Он прислал своё знамя и пообещал, что всё, что казаки делают, будет происходить с одобрения монарха. Казаки покивали, за знамя поблагодарили, но присягать царю отказались. Однако все разбои и грабежи татарских и турецких городов теперь шли под знаменем российского царя. А это - прямой путь к разрыву отношений межу странами. Иван Грозный обратился к казакам: «Перестаньте грабить, работайте!». Те в ответ: «А нам потная работа не в обычай». Тем не менее, они создали в диких степях хорошо организованное войско, системы укрепления, подобие государственной системы. Вот и другие побежали на Дон. Не всех принимали с распростёртыми объятиями. Могли и продать кого-то на невольничьем рынке. Но обычно устраивали «тест на выживание». Пришлых людей селили на территориях между собой и татарами, кто выживет, тех принимали в войско, а остальных татары брали в плен, продавали в рабство. Какое-то жалованье царь казакам всё же платил: один рубль в год на человека. Польский король платил в 4 раза больше запорожским казакам, которые ему служили. Как видите, низкие зарплаты на Дону - традиция древняя. С другой стороны, донцы явно не бедствовали - когда казак попадал в плен к татарам, те требовали стандартный выкуп в 100 рублей. Такая сумма тут же находилась. - Запорожские и донские казаки помогали друг другу? - Во времена Смуты донцы были под сильнейшим давлением запорожцев. Тех было раз в десять больше. Ближе помощника и союзника, чем запорожцы, не было: в походы и морские грабежи ходили вместе, в случае нападений воевали плечом к плечу. Признавали, что у них с запорожцами военный союз. Хотя казаки официально были вассалами русского царя, а запорожцы в то время служили польскому королю. В результате возникали удивительные казусы - так в последнюю, третью, осаду Москвы в 1618 году, донских казаков позвали помогать против польского войска Сагайдачного. Но тот был гетман запорожский, с которым донцы враждовать не хотели. Не с руки им было и с российским царём ссориться. Поэтому они так долго собирались и так долго шли, что поспели как раз к заключению мира. Но это не помешало им сказать: «Заплатите нам жалованье, мы же приехали!» Смуты не будет - Когда изучаешь историю страны, то приходишь к выводу - Смуты в России регулярно повторяются. События начала XVII века, революция, перестройка. Почему так происходит? - Вы правы. Недавно на конференции, посвящённой Смуте, мы как раз сравнивали это время с событиями 90-х годов и развалом СССР. Потрясаются основы государства, оно теряет территории. Гражданская война, по сути, тоже Смута. Власть захватили большевики, целые классы были уничтожены. После этого в Гулаге мы использовали рабский труд, всё сельское население прикрепили к территории и отобрали паспорта, чем не крепостное право? В 90-х годах мы вернулись к границам, которые были после Смуты. Тогда мы потеряли Смоленск, а сейчас то, что на протяжении 400 лет осваивали и присоединяли. Такое происходит при смене всего общественного строя. К примеру, в те самые 90-е страна резко перешла от социализма к капитализму. А изменение формы собственности - это всегда страшное потрясение. Например, когда Западная Римская империя меняла рабовладение на феодализм, то вообще исчезла. - Так следует ли нам ждать нового Смутного времени? - Сейчас у нас устоявшаяся форма собственности - капиталистическая. В ближайшем будущем серьёзные потрясения нас не ждут. Если и будут какие-то события, то это борьба в верхах, локальный передел собственности между олигархами, чиновниками. - Но ведь народ не доволен... - Во-первых, какого-либо массового недовольства я не наблюдаю. Во-вторых, у нас теперь процветает индивидуализм. Массово поднять на революцию можно было крестьян, которые жили общиной. Но у нас сейчас фермеры, которые сами за себя. Рабочие? Кто их может объединить? Профсоюзы все давно стали лишь формальностью. Парадокс: чем лучше мы живём, тем больше у нас индивидуалистов. Каждый думает: «Что я буду свою шею подставлять за каких-нибудь товарищей?» Хотя надо сказать, мы всё ещё нуждаемся в общественном одобрении. Смотрите, как многим из нас важны «лайки» в сети. Вот мы на них посмотрели, перевернулись на диванчике и всё. Массовых народных выступлений не будет. Поэтому давайте жить, работать, и всех поздравляю с Днём народного единства.

Смутное единство. Как донские казаки посадили на трон нового царя
© АиФ Ростов