Как к крепостному праву относилась православная церковь
Источником русского православия была Византия. Согласно её религиозной системе, главным в жизни человека было спасение души, добиться этого можно было в любом статусе, а сам статус определялся божественной волей. Государство было рабовладельческим, и духовенство не бралось ломать систему. Со временем на Руси начали отходить от некоторых византийских принципов. Во главе такого подхода был Сергий Радонежский. Касаемо принудительного труда, лично для себя Сергий считал недопустимым порабощать любое существо. Сергий, хоть и был сыном великого ростовского боярина, знал множество ремёсел: сам занимался строительством, работал в огороде, пёк хлеб. Источник на территории лавры выкопал своими руками. Он даже никогда не ездил на лошади — повсюду ходил пешком, а зимой – на лыжах, прекрасно ориентируясь как на дорогах, так и в лесу, ночуя под низкими ветвями старых елей. Переходы могли быть, к примеру, из Лавры в Серпухов, где преподобный основал монастырь по приглашению Владимира Храброго, брата Дмитрия Донского: это более трёхсот километров. Сергий Радонежский и крестьянская жизнь Сергий не требовал таких жертв от мирян, понимая, что отказ от использования домашнего скота разрушит их быт, но порицал крестьян, которые бьют своих рабочих лошадей: «Никогда не бей того, кто тебя кормит!» А вот священников Сергий Радонежский инструктировал непреклонно: заступаться за слабых и беспомощных перед власть имущими. Здесь возникали сложности, поскольку местные богачи нередко жили с ощущением вседозволенности. Как-то к Сергию пришёл приходской батюшка из соседней деревни: он заступился за холопку, изнасилованную местным боярином. Священник был в синяках и деморализован: боярин бил его по лицу и таскал за бороду. Как тут было действовать? О каком духовном воспитании может идти речь с такими людьми, как этот боярин? Сергий поддержал священника, похвалил за проявленную твёрдость и посоветовал не проводить с семьёй боярина никаких церковных обрядов: крестин, отпевания, причастия – ничего: фактически отлучить от церкви. И эта мера сработала: раскормленный боярин с бегающими глазками валялся у Сергия в ногах и принял епитимью: покаяться перед избитым батюшкой и выплатить виру изнасилованной холопке. Конечно, христианских достоинств у боярина не прибавилось, но наглости стало поменьше. Нестяжатели и иосифляне Под влиянием Сергия Радонежского на Руси возникло течение монахов-нестяжателей, они требовали от монастырей отказа от владений земельными угодьями. Согласно учению Сергия, нестяжатели утверждали: монах должен кормиться собственным трудом, а в тяжелые годы сам помогать мирянам. Также они отстаивали право на свободу детей, рождённых от зависимых людей, мотивируя это историческим прецедентом: князь Владимир Святославович, креститель Руси, был сыном холопки Малуши. Правда, холопка эта была княжеской дочерью и управляющей у княгини Ольги… Противниками нестяжателей были так называемые иосифляне, в вопросе церковной собственности они одержали верх. Бояре и богатые купцы наделяли монастыри земельными угодьями, подносили дорогие подарки, которые хранились в монастырских ризницах. Ухудшение жизни крестьянства По мере укрепления светской власти и превращения Руси в централизованное государство ситуация с подневольным трудом стала ухудшаться. Осваивалась Сибирь, людей не хватало. В 1607 году последовало «Соборное уложение о запрещении перехода крестьян». Согласно этому закону, бежавшего крестьянина следовало вернуть прежнему владельцу и вдобавок оштрафовать того, кто его принял, на десять рублей. На Руси установилось крепостное право. Государство отчаянно нуждалось в пополнении казны. С 1757 года возник вопрос о секуляризации церковных земель. Указ несколько лет обсуждался в царских канцеляриях: на конфликт с Церковью никому первым идти не хотелось. Наконец в 1764 году Екатерина II провела сокращение церковных владений: государству отходили пашни и деревни с крепостными. В указе упоминалось, что иерархи не разбираются в управлении деревенскими землями, из-за этого хозяйство приходит в упадок, а крестьяне разоряются. К концу XVIII века не осталось церковных крепостных, они перешли во владение государства. Во владении церкви остались промысловые земли и леса. Борьба священников с угнетением крестьян Нередко низшие священники, знакомые с ужасными условиями жизни крестьян, становились на их сторону. Например, в селе Студенки главным виновником крестьянского возмущения был назван священник Фёдор Померанцев, который был приговорён к вечной ссылке в Соловецкий монастырь. Другой пример: приходской священник Ивановский, проживающий в Новгородской губернии, боролся с произволом помещика Страхова. Помещик массово насиловал крепостных девушек, включая детей, многие жертвы накладывали на себя руки. Священник составил челобитную, что было расценено как подстрекательство к бунту, семья его была лишена дома и средств к существованию, сам священник избит и брошен в острог. Следствие велось более двух лет, в результате помещика Страхова лишили имения, оно было отдано под правление представителей дворянского собрания. Это было на редкость суровым наказанием. Вывод: массового протеста духовенства не было, поскольку приходской священник сам целиком зависел от помещика. Движение славянофилов привело к отмене крепостного права В конце XVIII века возникло движение славянофилов, которые стояли на позициях православия. Среди них было много дворян-помещиков, которые отпускали своих крепостных на волю, наделяя их при этом землёй. Славянофилы, что христианин может быть рабом, но не может быть рабовладельцем, и активно участвовали в разработке проекта освобождения крестьян. Во главе движения был дворянин Ю.Ф.Самарин. Александр II поручил патриарху Филарету разработать указ об отмене крепостного права. Патриарх взял за основу проект Самарина и его доработал – он и стал текстом Манифеста 1861 года. При этом было не очень понятно, какими землями наделять освобождаемых крестьян. Филарет написал отдельное пожелание, чтобы государство не проводило нового изъятия церковных земель. Мнение священнослужителя В качестве заключения можно привести мнение протоиерея Максима Хижия, инспектора Свято-Троицкого духовного училища г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, кандидата философских наук (из интервью с журналистом Виталием Каплан): «Не дело Церкви — бороться за или против какого-то политического или экономического строя. Всё это для неё внешнее, а главное своё дело — духовную поддержку верующих, она может осуществлять при любом строе. Вопрос лучше поставить по-другому — как могли православные люди, помещики, творить такие безобразия со своими крепостными крестьянами? Зверство и беспредел затрагивали не только крестьян, но и низовое духовенство, и монашествующих. Таким образом, проблема крепостников — это нравственная проблема всего российского общества той эпохи».