Кого хоронили за церковной оградой на Руси

До 1918 года кладбища на Руси находились в ведении Русской православной церкви, которая строго регламентировала жизнь христианина – его крещение, венчание, жизнь и смерть. Особо отличившихся перед людьми и перед Церковью хоронили прямо в храме, недалеко от алтаря – такой чести удостаивались князья и бояре, цари и их ближайшие родственники, жены; экзархи РПЦ и высшее духовенство. Как хоронили христиан Рядом с храмом или в ограде монастыря хоронили героев, посвятивших жизнь защите русской земли – например, герой войны 1812 года генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов покоится на территории Новодевичьего монастыря. Жертвователей, на чьи деньги возводили храмы, хоронили как в самом здании храма, так и рядом с ним. Бывали случаи, когда церкви возводились над склепом – например, в деревне Смогири Смоленской губернии вдова умершего офицера выстроила кирпичную церковь над склепом мужа, продав половину имения. Участью обывателей и мещан было покоиться после смерти в освященной земле церковного или монастырского кладбища. Кладбища охранялись, на их территории был немыслим выгул скота, распашка земли или строительство.Осквернение могил и надгробий в XIX веке каралось каторгой, а кража с кладбища наказывалась годом тюрьмы. Но бывали случаи, когда священники строго-настрого отзывали в праве покоиться на христианском кладбище, и тогда тело человека хоронили поодаль, за оградой погоста, а над могилой не ставили даже креста. Но кого и почему хоронили отдельно от остальных? Самоубийц и одержимых Людей, решившихся свести счеты с жизнью, всегда хоронили на неосвященной земле, их не отпевали и не поминали в храмах. Молиться за них можно было только в домашней (келейной) молитве, – об этом пишет протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма во имя Святого Александра Невского. Делалось это по той причине, что человек, отвергнувший Божий дар – жизнь, отвергал этим поступком и самого Бога. На Руси, несмотря на строгое воспитание и надзор священников над духовным здоровьем прихожан, самоубийства встречались – чувствительные девицы травились из-за неразделенной любви, зрелые мужчины впадали в пороки, отчаивались и решались свести счеты с жизнью. Их не отпевали, а составив жандармский акт, без лишнего шума закапывали в землю. К сожалению, иногда такая же участь ждала душевнобольных – их считали одержимыми, а значит, они были по представлению неграмотных людей настолько одержимы пороками. Что отпевать их не имело смысла. Пьяниц Если человек жил церковной жизнью, но был склонен к выпивке, то хоронили его по обычному канону, но были случаи, когда мужчины или женщины, словно одержимые бесами, начинали пить горькую, как бы стремясь во что бы то ни стало допиться до смерти. В этом случае, если человек умирал, напившись до потери пульса или замерзал в метель, священник, прекрасно знавший его грехи, отказывался его отпевать, и бедолагу хоронили «за оградой». Блудниц и проституток Несмотря на запреты, блудные женщины на Руси были всегда: крепостных крестьянок развращали дворяне, солдатки и вдовы промышляли ею при нужде. В XIX веке проституция была легализована – женщины занимались этим в домах терпимости или частным образом, но их занятие всегда было сопряжено с пьянством, развратом, игрой в карты, гордостью и желанием получить легкие деньги. А если еще добавить, что многие «жрицы» вовлекали в свои сети малолетних детей, то станет понятно, что после смерти их ждала могила на не освященной земле и забвение. Иноверцы и инородцы Католиков, лютеран и мусульман на Руси хоронили на католических, протестантских и мусульманских кладбищах. Например, в Иркутске существовало небольшое лютеранское кладбище, на котором было похоронено немало достойных людей, в том числе губернатор Иркутской губернии, картограф Карл Львович Фрауендорф – лютеранин. Однако в небольших селах и деревнях неожиданно умерший иноверец или иностранец рисковал очутиться в безымянной могиле. Актеры и актрисы По сей день не утихают споры, насколько часто хоронили актёров в Российской империи за кладбищенской оградой. Например, преподаватель из Орла Игорь Николаевич Чистюхин в работе «Отношение христианской церкви к театру…» указывает, что в РПЦ не существует канона, по которому хоронить актеров на кладбище было бы запрещено. В ответ можно привести слова протодиакона Дмитрия Половникова, который пишет, что этот запрет касался прежде всего участников греческих мистерий, которые были поклонением языческим богам и устраивались в их честь. На Руси запрет касался скоморохов, плясуний и других людей, которые зарабатывали на жизнь лицедейством, часто сопровождавшимся телесным или духовным блудом. В Апостольских правилах указывалось, что «взъемший в супружество… отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню, или позорищную (что переводится как актриса, устроительница зрелищ или даже плясунья), не может быти епископ, или пресвитер, ни диакон, ниже вообще в списке священнаго чина». О том, что актерство – грех, знала знаменитая оперная певица конца XVIII века Прасковья Жемчугова, которая уже будучи женой князя Шереметева, раздала немало денег, чтобы загладить грех актерской юности. Утопленников и ведьм Снаружи кладбища хоронили и утопленников, если доподлинно не были известны обстоятельства их гибели. В этом случае православие отступало в тень, а тело человека как бы оказывалось во власти старых верований. Как указывает в статье ««Заложные» покойники и оживающие мертвецы» этнограф Елизавета Петровна Картамышева, таких покойников на Руси очень боялись и старались хоронить их подальше от жилья, часто не предавая земле, а просто заваливая их сверху мусором и совершая ритуальные действия, чтобы утопленник «не ожил». Вдали от освященной земли хоронили всех, кого подозревали в связях с нечистым: ведьм, колдунов, волхвов и даже тех, кто лечил травами – считалось, что кореньями можно навести сглаз или порчу, а во времена Ивана Грозного копание кореньев находилось под запретом.