Две стороны правды. Почему Гражданская война всё ещё разделяет общество
Век назад началась Гражданская война, жертвами которой стали от 11 до 15 миллионов человек. Тогда братоубийственная схватка разделила страну. «АиФ-Юг» вместе со специалистами, разбирался, почему даже через сто лет после кровавых событий мы не можем прийти к общему знаменателю и просто отдать дань памяти всем погибшим, а пускаемся в бесполезные споры о правых и виноватых. Кому мешает исход Зачем вспоминать всех участников сражений не в чёрно-белой, а многоцветной палитре, говорили историки на круглом столе «Гражданская война на Кубани: Места памяти», организованном Южным филиалом Института наследия. «Согласно данным государственного учёта, в Краснодарском крае расположены 337 объектов культурного наследия, связанных с событиями Гражданской войны, - рассказал ведущий консультант управления госохраны объектов культурного наследия Краснодарского края Алексей Гончаров. - Среди них 239 братских могил и отдельных захоронений борцов за Советскую власть и красноармейцев, 39 монументов, 37 зданий, где собирались подпольщики и размещались первые советские органы управления, 22 памятных места. Количественное преобладание памятников, посвящённых красным, обусловлено тем, что большую их часть принимали на охрану в советское время - они отображают идеологические установки того времени. Немногочисленные памятники участникам Белого фронта появились в постсоветское время». Речь идёт в первую очередь о памятнике генералу Корнилову в Краснодаре и скульптурной группе «Исход» в Новороссийске. Но и эти редкие монументы, посвящённые другой противоборствующей стороне, вызывают споры - по словам Алексея Гончарова, в управление до сих пор приходят письма с требованиями убрать Корнилова. Герои или палачи? В советское время государственная пропаганда идеализировала героев Красной Армии. В девяностые оценки кардинально изменились - бывшие герои стали палачами и наоборот. Но в истории не должно быть однобоких суждений - только факты. В СССР Татьяну Соломаху, сельскую учительницу, ставшую продовольственным комиссаром, боготворили. Её именем позже назвалась на допросе Зоя Космодемьянская - так была известна история революционерки из станицы Попутной. В Армавире Соломахе поставили монумент, создали музей. А в 90-е её уже считали отрицательным персонажем - с оружием отбирала продовольствие у жителей. Другой пример - акценты в истории с коммуной «Набат», расположенной на территории бывшего мужского монастыря - Екатерино-Лебяжской Николаевской Общежительной пустыни. В СССР разрушенное здание было памятником коммунарам, на которых напали белые. Но ведь раньше красные отобрали эту землю у священников и, по некоторым данным, взорвали церковь с монахами внутри. Кто здесь прав, а кто виноват? «У нас достаточно много памятников, но в основном они посвящены Красной Армии, - считает кандидат исторических наук, депутат ЗСК Владимир Громов. - Мне представляется, что мы должны показывать героев обеих сторон. В своё время на первом совете атаманов союза казаков России мы приняли решение считать Гражданскую войну завершённой. А она, оказывается, в нашем сознании не закончилась. Самое главное, все мы должны признать - в Гражданскую войну руки были по локоть крови и у белых, и у красных. И наша задача - показать, что не было в той войне правых и виноватых, что обе стороны вершили террор. Непонимание, однобокость суждений будут длиться до тех пор, пока мы не опубликуем и не сделаем доступными исторические источники для широкой аудитории». Узнать и понять «Нужно делать всё, что в наших силах, для сохранения памяти об обеих сторонах той войны, - уверен историк Александр Селивёрстов, автор книг о храмах Краснодара и края. - Но важный вопрос - понимать существо Гражданской. Чтобы понимать, что тогда происходило, надо прибегнуть к обобщению, хоть это и опасный приём. Нужно просто знать и помнить - на стороне Красной Армии воевало до трех миллионов человек, на стороне всех белых движений - максимум до 600 тысяч. Особенно важно изучать источники, относящиеся к белой стороне - со стороны советской многое мы знаем по понятным причинам. Например, в изданных протоколах Рады, есть свидетельство атамана Филимонова - когда белые покинули Екатеринодар и вступили в станицу Пензенскую - её покинуло всё казачье население, в том числе женщины, старики и дети. И таких примеров масса. Когда добровольцы только подошли к Кубанской области, то в первом бою потеряли три человека, а по воспоминаниям участника событий Гуля, у большевиков было 507 трупов - это не только погибшие в бою, но и расстрелянные. Мы просто должны это знать, а почему так происходило - отдельный вопрос». «Основные места памяти у нас посвящены красным, - считает директор научно образовательного центра «Интеллект-ресурс», кандидат исторических наук Андрей Дюкарев. - Героям белой стороны у нас практически не уделено внимания. На мой взгляд, не стоит окрашивать память в какие-то цвета, идеализировать людей, которые жили и воевали тогда. Нужно просто создавать места памяти об этом событии. Мы должны говорить о болезненных темах в нашей истории, только тогда эта боль будет сниматься. А замалчивание ни к чему хорошему не приведёт. Меня порой спрашивают коллеги-педагоги: надо ли говорить о наших неприглядных страницах: красном и белом терроре, коллаборционизме, жестокости расказачивания и т.д. Я считаю, надо - если соврём один раз, как дети будут верить нам?». В чём уроки? «Чтобы сформировать объективное мнение, нужно обращаться к первоисточникам, поэтому мы на средства президентского гранта издали протоколы Кубанского войскового правительства с 1918 по 1920 годы, - говорит председатель Совета при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, доктор исторических наук, Андрей Зайцев. - А в 2017 году выпустили стенограммы и протоколы Кубанской краевой Рады. Это в общей сложности 10 томов исторических источников, есть электронная версия. И тот, кто их прочитает, уже не будет утверждать, что генерал Деникин - рыцарь без страха и упрёка, или, напротив, что именно он обрёк Россию на поражение в борьбе с большевиками. Из документов можно узнать, что известного деятеля Кубанского казачьего войска Николая Рябовола убили в Ростове не красные, а деникинские офицеры. Члена Рады, священника Алексея Кулабухова повесили не красные, а генерал Покровский. И этот ряд можно продолжать - история у нас не двуцветная, а куда более сложная. Помнить мы должны и о белых, и о красных - все они жертвы братоубийственной войны. И создавая историческую память, мы не должны ничего перечёркивать, только так сможем консолидировать наше общество. Лимит на войны и революции мы исчерпали ещё в 20 веке. У нас на генном уровне уже, наверное, выработался иммунитет к гражданской войне, что показали события 1991 и 1993 годов. Это, на мой взгляд, главный урок истории, который мы должны извлечь». Какой патриотизм нужен «Нужно понимать, что мы хотим воспитать в молодёжи - государственный патриотизм или гражданский? Если первое, то, наверное, придётся замалчивать неудобную правду, - комментирует историк, кандидат исторических наук, эксперт государственной историко-культурной экспертизы Виталий Бондарь. - Если второе - делать это ни в коем случае нельзя. Все генсеки, президенты, мэры, губернаторы - смертны, а земля, Родина, страна остаётся навсегда. Чтобы чувствовать родство с предыдущими поколениями и передавать историческую память дальше, нужно говорить об уважении к своей истории какой бы она ни была. Дети чувствуют ложь - если мы будет что-то умалчивать, они сразу узнают. В Париже, например, рядом с кладбищем Пер-Лашез стоит памятник Тьеру - губителю Парижской коммуны. Придёт другая власть - нам что, каждый раз переделывать памятники? Такое уже было в нашей истории и не раз. Надо рассказывать обо всём, в том числе и о неприятных вещах: у нас улицы названы в честь «ночных ведьм», но никто не говорит, что они выполняли в том числе приказы по бомбёжке оккупированных территорий, на которых находились советские граждане. Или о том, что, когда в августе 1942-го Красная Армия уходила из Краснодара был приказ - взорвать мост даже вместе с идущими по нему мирными жителями. Это тоже страницы нашей истории и от них никуда не деться. И мы только тогда сможем смело смотреть в будущее и прошлое, когда начнём честно обо всём говорить».