Как Ленин стал товарным знаком подобно Мики-Маусу

Недавно мы смотрели, как воспринимают образ Ленина контемпорари-художники Запада, представители поп-культуры (Уорхол, Бэнкси и т. п.). Давайте теперь взглянем на «современных художников» позднего СССР, новой России, а также эмигрантов, работавших за границей, но сохранивших менталитет.

Как Ленин стал товарным знаком подобно Мики-Маусу
© Ридус

Разница в подаче огромна, как легко заметить. Для американцев Ленин — это нечто типа Че или Мао, то есть пусть и мощная харизматичная фигура, но все равно нечто загадочное, отстраненное, просто красивый бренд (пусть и пугающий). Экзотика. «Наши» так не могут отстраненно.

Посмотрите, какая разница в результате между теми художниками, которые смотрят на тему (Ленина) снаружи, и теми, кто смотрит изнутри, для кого это больной сюжет.

В принципе, у «наших» у всех метод примерно одинаков: взять идола, который довлел над их жизнью в период детства, отрочества, большого куска взрослой жизни. И тем или иным способом принизить его, опошлить, осмеять.

В отличие от западных работ, где берется другой изобразительный язык, и воздействие достигается за счет перевода «Ленина» на язык поп-арта, здесь в основном берется привычный образ Ленина и к нему добавляются какие-либо комические детали.

Считается, что на западе был «поп-арт» (такой стеб современных художников над поп-культурой), а у нас позже возник «соц-арт» (как бы то же самое, но только стеб современных художников над социалистической культурой).

Но особо сильно поп-культуру ненавидеть все-таки невозможно, в отличие от социализма. Поэтому поп-арт обычно очень сильно добрее соц-арта, который порой просто преисполнен ненависти к тому, что высмеивается.

Кажется, что авторам чрезвычайно важно именно принизить свой обьект, лишить его сакрального флера. Это какая-то прямо откровенно прущая из всего этого психологическая необходимость, некая компенсация, психологи наверняка лучше слово найдут.

Другие работы из той же серии…

Для нас не сохранились фотографии того, как оскверняли христианские реликвии, например, во время Французской революции.

Но не трудно вообразить, что у вчерашних христиан все равно оставался невероятный трепет перед образами Христа, и одним из методов избавиться от этого страха, сепарироваться, повзрослеть даже — было надругательство, осмеяние, богохульство и вандализм над изображениями Бога.

«Я измазал Распятие какашками, мне ничего за это не было, значит, Бога нет!», как-то вот так.

Превращая великое в смешное, ты делаешь так, что оно перестает быть страшным.

Как я уже рассказывала, юмор -- это такой метод контролировать ситуацию вокруг себя. Направлять раздирающие тебя эмоции в хоть какую-то социально приемлимую воронку самовыражения.

И вот когда мы видим огромное количество работ на тему Ленина, смысл которых в юморе, в том, что из Ленина сделана шутка, это вдобавок, дает нам на де юре одинаковом материале возможность почувствовать разницу между уровнями таланта современных художников.

Часто спрашивают, да, как понять, кто из них талантлив, они же не рисуют, а какие-то странные вещи делают, объекты.

Ну, если вы подряд все это посмотрите, вы, я надеюсь, сможете выделить для себя фаворитов по качеству. У кого шутка вышла смешнее, тоньше, изящней, оригинальней или даже пугающее. Смысл современного искусства -- в том, чтобы заставить тебя вздрогнуть, вывести из зоны комфорта. Это делается разными методами, но на примере ленинианы это в основном только один юмор, поэтому четче можно заметить градации таланта разных художников.

Еще при рассмотрении этих работ и сравнивании их учитывайте, что даты создания очень важны. Как и в анекдотах. При советской власти это был прорыв, новаторство, глоток свежего воздуха и вообще потенциальная административная статья.

А сегодня это вообще уже тупой баян может быть, и надо быть более талантливым, чтобы продолжать делать то же самое.

Тот же автор, две работы.

И то, что эмигранты делали, преисполненные восторга первооткрывателей и гордые собственной храбростью, сегодня порой превращается уже в коммерческий ширпотреб, привлекательный своим шокирующим содержанием, но на самом деле уже давно не свежим и не актуальным.

Многие художники зацикливаются на одной теме.

Одни — потому что это их личный демон, и им нужно его все-таки вычерпать из себя до конца. Другие — потому что эта тема становится их визитной карточкой, которая хорошо зашла, симпатично продается. И как отказаться от курицы, несущей золотые яйца (узнаваемость или деньги).

Другие художники. Зацените разнообразие (или однообразие?).

Вот, пожалуй, единственная работа тут попавшаяся, сделанная без этой фиги в кармане, а больше по-западному, показывающая Ленина как элемент народной поп-культуры.

Ну и вот эта еще, туда сюда. Использует метод аллегорического сравнения.

Я кстати напоминаю вам, что это не подвальная халтурка, а все общепризнанные работы известных современных художников, продающиеся за большие деньги на аукционах, в том числе и на западных.

Ну, как вам это? Эмоционально. Оценивать художественный уровень исполнения, как со старыми мастерами, как вы видите, смысла нет в этом искусстве. Надо оценивать, удалась ли шутка.

Что вы увидели за этими шутками?