Шапсуги: какое племя жило на территории Сочи до прихода русских
Когда-то это адыгейское племя было одним из крупнейших среди субэтноса данной народности. Теперь шапсугов, проживающих на своей исторической родине, по официальным данным, осталось порядка 4 тысяч. Племя у реки Этимология названия «шапсуги» (они еще зовут себя шапсыг, адыгэ) происходит от реки Шапсхо, в долине которой некогда проживали три древнейших рода. От них и пошла история шапсугов как малого народа. Древняя Шапсугия располагалась на территории сегодняшних Туапсинского и сочинского Лазаревского районов. Историки, описывающие шапсугов, называют их достаточно воинственным черкесским племенем, что не могло не сказаться на внешнем облике мужчин-адыгэ. Национальная одежда у них выдержана в горской традиции – непременная папаха, которая, впрочем, может сочетаться с европейским костюмом, либо черкеска с газырями, кинжал на поясе. Шапсуг, как и любой горец, великолепный наездник, поэтому на исторических фото он зачастую изображен верхом на лошади. Убранство женщины у шапсугов соответствует требованиями веры (племя исповедует ислам) – закрытая одежда, представительницы адыгэ никогда не появляются на людях простоволосыми. Праздничное одеяние – бархатные или парчовые платья, украшенные серебряной тесьмой и расшитые золотом. Шапсуги изъясняются на собственном диалекте адыгейского языка. Без пши, но с вуорками У шапсугов была своеобразная сословная иерархия. Князья (пши) как класс у племени отсутствовали вовсе, зато имелись рабы (унауты) – низшее сословие. Вуорки (дворяне) стояли на вершине иерархической лестницы адыгэ. Потом шли торлокотли (середняки) и пшитли (крестьяне). Общинами (хабль) и самостоятельными обществами (псухо) шапсугов управляли старейшины. Привилегии дворян со временем под давлением народа были существенно уменьшены. Суд у шапсугов, как у истовых мусульман, происходил в соответствии с требованиями адата, впоследствии формально уступив суду по шариату. Обычаи свободно пользоваться оружием, традиция кровной мести – всех этих и других исламских гражданско-правовых норм и правил адыгэ строго придерживались. Почему шапсугов стало меньше О шапсугах как о самостоятельном племени первыми в своих хрониках упомянули турки в XVIII веке. Адыги тогда активно боролись против засилья Крымского ханства. Изначально до войны на Кавказе, в которой горцы выступили против России под предводительством Шамиля (вторая половина XIX века), племя шапсугов, населявшее как междуречье рек Джуба и Шахе, так и высокогорные районы Кавказского хребта, насчитывало несколько сот человек. Принявшие в XVIII веке ислам шапсуги показали себя самыми настоящими исламскими радикалами, к примеру, на почве религии навязали войну, продлившуюся 20 лет, православным натхокуаджам – соседнему племени. Все это время враждующие племена безуспешно пытались примирить анапские паши. Резкое снижение численности шапсугов произошло в 1864 году, когда большую часть представителей этого и ряда других адыгских племен выселили в Турцию, а их земли стали обживать колонисты — шапсуги были одними из наиболее активных союзников Шамиля в борьбе с Россией. С укреплением советской власти на исторической родине этого малого народа образовали Шапсугский национальный район, просуществовавший с 1924-го по 1945 годы. Сейчас это Лазаревский район Сочи. В постсоветское время неоднократно поднимался вопрос о воссоздании Шапсугского национального района, но эта идея каждый раз не находила поддержки у власти. На сегодняшний день диаспоры шапсугов помимо Турции есть в Германии, США, Иордании и других арабских странах. По самым приблизительным подсчетам, общее количество уже ассимилировавшихся за рубежом адыгэ насчитывает несколько сотен тысяч человек. Итоги российской переписи шапсугов, проведенной 7 лет назад, говорят о том, что у нас их порядка 4 тысяч. Хотя эти данные определенно неточны: шапсуги сегодня зачастую предпочитают записывать в графе «национальность» «адыгеец» или «черкес», что существенно затрудняет численную идентификацию малого народа.