Невыгодно было признавать корни. Почему казаки отрицали, что они русские

Волгоградский историк Виталий Гусев увлекается историей и генеалогией казачества. Работая с архивными документами, он находит уникальные сведения и публикует книги. Главная цель - донести правду, дать людям возможность узнать факты из первоисточника, а не из переписанной и переосмысленной за сотни лет официальной версии истории. Почему казаки не относили себя к русским, действительно ли это отдельная нация, что нового эксперт узнал о булавинском восстании, в материале «АиФ»-НП». Что было в казачьих «сказках»? Ольга Поплавская, «АиФ» - Нижнее Поволжье»: Почему же казаки отрицали, что они русские? Виталий Гусев: Это долгая история. Казак в те годы имел совсем другой статус. Наравне с дворянином он мог обращаться к царю: «Я, холоп твой...», то есть слуга государев. А крестьянин имел право обращаться к государю только: «Я, сирота твой...». Нам, современным людям, сложно понять эти тонкости социальных отношений. Но холоп однозначно был статусом повыше. В XVIII веке из-за массового бегства крепостных на Дон дворяне терпели большие убытки, и на государственном уровне было решено провести перепись донских казаков - выяснить, кто из них беглый. Чтобы доказать, что ты рожден на Дону до восстания Кондратия Булавина, разорившего Царицын и обезглавившего царицынского воеводу, казаки пользовались «скасками» от старожилых казаков, будто они казачьи дети со сведённых после булавинских событий верховых станиц. Обнаруженных беглых секли розгами и возвращали хозяину, порой отлучая от прижитой уже на Дону семьи. В этих условиях признаться, что ты русский, для казака автоматически означало признаться, что беглый. А значит, преступник, по понятиям того времени. Поэтому многие казаки, русские по происхождению, предпочитали называться людям государевым хоть калмыками, хоть цыганами, лишь бы не русскими. Казачьи атаманы, защищая жителей своих станиц, в своих «скасках»-показаниях также записывали всех «в цыганы». Судя по найденным мной архивным документам, сходцами, т. е. пришельцами из других мест были отец и дядя Степана Разина: они ушли из Усмани под Воронежем. Также родом из Воронежа ставший впоследствии знаменитым атаманом Макар Персидский. - В связи с событиями на Украине были попытки развить русофобию среди казаков: кое-кто даже объявлял, что это отдельная нация, не имеющая ничего общего с русскими. Вот, мол, и говор особый казачий и т.п. Это так? - Нет. Когда в Россию в 1958 году вернулись потомки некрасовцев, казаков атамана Игната Некрасова, ушедших в Турцию после разгрома восстания Кондратия Булавина ещё в восемнадцатом веке, они говорили по-русски. Они сохранили свой язык за столетия пребывания казачьей общиной в чужой стране. Почему о бунтарях песен не поют? - В вашей новой книге есть неизвестные ранее факты о Булавинском восстании, о дальнейших судьбах булавинцев и некрасовцев? - Да, там много нового, интересного. Например, нашел такой ранее неизвестный эпизод времен Булавинского восстания: «Воровские казаки из донских городков, приехав, Дмитриевской, что на Камышенке, взяли, а дмитриевские салдаты изменили и с ними сообщились», то есть бунтовщики захватили станицу Дмитриевскую, объединившись с солдатами. Нашёл также немало личных показаний, в том числе «выходцев ис полону», порой несущих уникальную информацию как о происхождении самих опрашиваемых, так и ситуации об обстановке во вражеских станах, замыслах противника и прочее. К примеру, один из пришедших с Кубани «полоняников» доносил слухи, что турецкий султан вроде бы царю Петру I хотел выдать «швецкого короля» да атамана «Игнашку Некрасова», но был за это убит в Константинополе янычарами, якобы за то, «что -де он, Игнашка, их нагайской природной». О таком происхождении атамана Некрасова в историографии ещё сведений не было. - Получается, Игнат Некрасов - ногаец? - Возможно, по матери. Это многое бы объясняло. Например, почему его сразу же приняли ногайские татары на Кубани. Кстати, с Игнатом Некрасовым не всё так просто. Сегодня в интернете его часто рисуют героем, борцом за свободу и казачьи вольности. В советские времена его изображали борцом с царизмом. Однако есть факты, что он писал Петру Первому, просил помилования и хотел выторговать себе жизнь и привилегии, обещая взамен военную помощь во взятии городков. Но, получив отказ, Некрасов обозлился и снова повёл своих казаков вместе с татарами и войсками турецкого султана на разорение уже русских, в том числе и казачьих, городков и станиц. И там они вели себя как захватчики и грабители. Мой прямой предок в 11-м поколении Гусев Семён был участником Булавинского восстания и после поражения ушёл вместе с атаманом Игнатом Некрасовым на Кубань в подданство крымского хана. А его сын Наум не захотел служить бусурманам против своих братьев донских казаков и в 1738 году бежал и предупредил российские войска о предстоящем нападением татар на казачьи городки. Потом нарожал семерых сыновей, и они служили России в Войске Донском на протяжении столетий. Один из предков по другой линии атаман Денис Ильин был женат на дочери атамана Стеньки Разина Евгении. Обо всём этом я знаю документально. Но себя казаком не именую, а только потомком казаков, т. к. службу ни казачью, ни какую другую я не несу, разве что когда-то в Советской армии. Заметьте: ни об Игнате Некрасове, ни о Кондратии Булавине нет народных песен. Это очень показательно, на мой взгляд. Люди того времени вовсе не считали их героями. Слишком много пролили они крови, в том числе крови простых людей, не щадя ни женщин, ни детей. А все ныне живущие на Дону, у нас в области казаки - это потомки казаков, поддержавших не Булавина и Некрасова, а Петра Первого. Чем казак Орлов на Одиссея похож? - В предисловии к своей новой книге вы пишете, что описания злоключений казаков в полоне достойны сценариев к приключенческим фильмам или сюжетов для художественных произведений. Например? - Возьмём приключения донского казака Орлова. Он участвовал в Северной войне, бился со шведами в войске Петра Первого. Как следует из дела: «...когда шведской корпус весь от войск его царского величества под Полтавою разбит был, и тогда за королем швецким и за изменником Мазепою посыланы они в погоню даже до Ачакова». Вернувшись, «чрез Польшу в Померанию под командою донского полковника Федосеева... посыланы они с тем своим полковником к шведом в подъезд. И в том подъезде полковника их и казаков шведы побили, а ево, з другим казаком ... Юрковым живьём взяли. И на дороге тот казак Юрков от ран умре, а ево (Орлова. - Ред.) привезли в Стекхольм». В этом городе казак Орлов пробыл в неволе три года. Однажды, работая на пристани, увидел пришедший из Гданьска купеческий корабль, купцу он наврал, что он поляк из Варшавы и «коталицкой веры». В итоге купец его тайно из той неволи вывез в Гданьск, где казак проработал все лето. А потом стал проситься в Россию, признавшись, что «он руской человек. И оной купец, дав ему прохожее письмо, отпустил». Прошу обратить внимание, что донской казак, по происхождению малороссиянин, называл себя русским. Но на этом злоключения Орлова не закончились. «На польской границе близ пруского местечка Делдова на дороге наехал на него старостаделдовской Хриштоф, спросил его, какой он человек и откуда. И он ему сказал, что человек русской, и был в неволе в Стекхольме, и оттуду вывезен во Гданьск, и объявил ему прохожее письмо». Староста письмо отобрал и потребовал, чтобы казак работал на него. А когда казак отказался, его скрутили и доставили силой в местность Гребин. Позже его насильно записали в прусские солдаты и привели к присяге на службу прусскому королю, дали «ему мундир и кормовых денег по шестаку на день». В 1717 году он попал в Мемель, а узнав, что в Курляндии есть русские войска, сбежал, пробирался лесами по ночам и пришел-таки к солдатскому обозу. Русский офицер дал ему провиант, а после отправил с письмом «до господина Безстужева в Митаву». Бестужев отправил в Ригу к князю Голицыну, а уже оттуда в Санкт-Петербург и в Москву. «За полонное терпение царь повелел наградить ево своим царского величества жалованьем и отпустить на Дон». Ему дали денег «пять рублёв», да на Москве ещё пять, и отпустили его из Москвы «на Дон в Черкаской». - Читатели пишут отзывы на ваши книги? - Да, просят продолжать изыскания. Проект давно уже стал народным, без простых людей мне не удалось бы столько сделать. Но, к сожалению, из каждого выпуска уходит в среднем около 60 книг, а всё остальное лежит и ждёт чего-то. Где казачьи организации? До сих пор ни одна не купила ни одной книги! Однажды уже несколько лет назад приезжал зам. атамана и взял несколько книг, и то он был из... Чехии. Время от времени всплывает очередной интересующийся и любящий историю да возьмёт несколько книг. Разбирать документы XVIII века непросто. Порой, изучая, как формировались казачьи фамилии и судьбы, будто детектив распутываешь. У каждого из нас наверняка были среди предков известные исторические личности. Только надо изучать свои корни, и многое можно найти.