Глаголица: отчего её считают хазарским письмом
Официальная наука считает создателем глаголицы, которая наравне с кириллицей является древней славянской письменностью, монаха Кирилла (в миру Константина) по прозвищу Философ, который вместе со своим братом Мефодием был прислан из Византии в Моравию переложить на славянский язык Священное писание. Поскольку Кирилл обнаружил, что в греческом нет букв для обозначения некоторых звуков восточно-славянского языка, ему пришлось создавать новую азбуку, а поскольку в восточно-славянском языке не было некоторых понятий, пришлось брать их из греческого. Таким образом, был создан старославянский язык, понятный всем славянам. Первой азбукой этого языка стала глаголица, которую некоторые учёные действительно называют хазарским письмом. Готические письмена или язык Евангелия Самая первая надпись на глаголице, датировка которой не вызывает сомнений, сделана в 893 году в храме царя Болгарии Симеона в городе Преславе. На Руси глаголицей написан литературный памятник X века «Киевские листки», причём лингвисты считают, что язык «Листков» более архаичен и фонетически близок к южно-славянскому языку. Именно на глаголице было написано Реймское Евангелие Анны Ярославны, королевы Франции, на котором она приносила клятву при коронации. Однако вскоре глаголица вызвала негодование католиков по той причине, что буквы напоминали руны,а римский папа специально буллой запретил служение на «варварских языках», объявив это грехом. Ученики Кирилла и Мефодия подверглись гонениям, и были вынуждены заменить глаголицу кириллицей, созданной на основе греческого алфавита. Скорее всего, саму кириллицу создал ученик братьев-монахов Климент Охридский, – так утверждается в официальном «Житии Мефодия и Кирилла, учителей словенских». Но на основе чего Кирилл создал глаголицу? Неужели католики были правы, считая её «готическими письменами» – именно так называл азбуку хронист Фома Архидьякон в 1059 году. Глаголица – древние руны булгар? На этот счёт есть интересная теория дагестанского учёного-филолога Гарун-Рашида Гусейнова, который указывает что современные Философу болгары ведут своё происхождение от протобулгар, которые в VII веке покинули Северный Кавказ под давлением Хазарского каганата и ушли на Дунай, где и создали государство, смешавшись со славянами. Учёный отождествляет протоболгар с оногундурами или хоногурами, которые жили на равнинах Кумуклука, где берёт своё начало, как считает Гусейнов, близкородственный булгарам европейский народ – кумыки, которые до перехода на нынешнюю «кыпчакскую речь», разговаривали точно так же, как и булгары, на протобулгарском диалекте. Гусейнов указывает, что начертание славянской глаголицы весьма похоже на руническую письменность протобулгар, памятники которой найдены на северном побережье Чёрного моря и родственны письменам салтово-маяцкой культуры, которая определена археологами как «государственная культура Хазарского каганата». Эта культура включает в себя придонские степи, побережье Азова, Таманский полуостров, восточное побережье Крыма, устье Волги, и каспийское побережье Дагестана, где и проживали протобулгары. Болгарские учёные Добюрев и Войников, изучавшие глаголицу, тоже считают, что многие глаголические и кириллические буквы берут своё происхождение из рунической письменности древних булгар. Хазарская миссия Кирилла Философа Достоверности этой теории добавляет то, что Кирилл Философ незадолго до своей моравской миссии ездил в Хазарский каганат — отстаивать православие в богословских диспутах с мусульманами и иудеями, и согласно официальному житию святого, выучил для этого диспута еврейский язык, самаритянское письмо и «русьское» письмо. Некоторые слависты считают, что учил он не «русское письмо», которое тогда не выделялось из общеславянского, а сирийское, то есть арамейский язык; тюркологи уверены, что Философ знал и хазарский. В IX веке хазарская знать исповедовала иудаизм и писала на двух письменах: на древнееверейском и руническом, близком к протоболгарским рунам. Возможно, эти письмена и оказали самое большое влияние на славянскую азбуку, недаром в 887-м году в Византии на диспуте с еретиками Кирилл назвал хазар среди немногих народов, имеющих письменность. Глаголица – азбука для Евангелия Хазарская теория происхождения начертания глаголицы имеет право на существование, ведь ученые, сравнивая глаголицу с письменами, которые существовали в это время на Балканах, схожести с ними не находят. Единственное, в чём они сходятся, это в том, что глаголица — искусственный алфавит, созданный, чтобы донести до народов христианство. Недаром она начинается с буквы, так напоминающей распятие и основана на символах христианства — круге, кресте и треугольнике. Расцветом литературы на глаголице считается XV век, когда на ней стали печатать книги, и глаголица распространилась по Хорватии, Далмации и Венеции. А епископ Симон Кожичич даже создал в городе Риеке типографию, где печатались книги для всей Хорватии; впрочем, часто наряду с глаголицей текст книги дублировался на латыни и на кириллице.