«Глаз на ладони»: что означает этот знак на самом деле
Этот знак, известный во многих народах Азии и Европы называют хамсой, рукой Мариам или Фатимы, а так же именуют «Божьей рукой». Сейчас этот знак чаще изображают стилизованно, как ладонь в виде цветка лилии с глазом в центре и носят как амулет, который якобы защищает от злых духов и сглаза. Его используют, в основном, иудеи, проживающие среди мусульман, мусульмане, а также суеверные агностики. Мусульманское предание говорит о том, что Фатима Захра была дочерью пророка Мухаммеда. Однажды она помешивала еду на огне, когда пришел её муж с молодой девушкой и сказал, что только что женился на ней. Фатима выронила ложку и размешивала рукой горячую похлебку, не замечая боли. Так она стала символом терпения и веры. Этот символ встречается везде Однако находки археологов говорят о том, что знак хамса намного старше аврамических религий. Подобные амулеты находили в Месопотамии, где её назвали «рукой Иштар», «рукой Венеры», в Индии, где встречались изображения индийских божеств с глазами на руках, и в Азии. На Юге России, в Донских степях, в могильниках сарматов находили амулеты в виде ладони левой луки с вставленным в нее «глазком» из голубого стекла. Этнограф из Бурятии Сурут-Ханда Сыртыпова в работе «К вопросу изучения иконографии монгольского буддизма» пишет, что в 1891 году российскому императору Николаю II во время его посещения Прибайкалья хоринскими бурятами была подарена скульптура буддийской богини Белой Тары в качестве признания Николая воплощением бодхисатвы. Это была сорокасантиметровая серебряная статуэтка, изображающая сидящую богиню, у которой семь глаз, в том числе на ступнях и на ладонях. Очевидно, что возникновение подобного знака говорит о том, что в древности язычники придавали большое значение человеческой руке, осознавая ее как символ силы, власти, господства, наказания и защиты, – в зависимости от контекста. Недаром рукам колдунов, вождей или королей присваивали чудодейственные свойства. Глаз означал не только зрение или всеведение (по аналогии с всевидящим оком Бога), но и возможность воздействовать на предметы и людей взглядом. Следовательно,– ладонь и изображенный на ней глаз можно трактовать как всесилие того, кто его носит. Это мрачный символ Однако знак этот вряд ли можно считать положительным или хотя бы отдаленно имеющим отношение к христианству. Археологи считают, что хамса имеет карфагенское происхождение и происходит из культа карфагенских кровавых божеств, которые обладали отменным аппетитом, и которым финикийцы-карфагиняне регулярно приносили жертвы, резали младенцев. Есть и предположение, что то, что сейчас изображается как глаз, на самом деле раньше было вульвой богини-девственницы Танит (Астарты, Юноны). И амулет использовался от дурного глаза. Возможно этот знак сначала был адаптирован племенами античных берберов, а уже затем вернулся на Ближний Восток с другим смыслом. Однако на территории Руси очевидно, помнили о том, что это знак не несет ничего светлого. Древние славяне испокон веков считали, что ладонь с глазом – знак страшного проклятья. Об этом в своей работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья» пишет этнограф Д. А. Ляпин. А персидский поэт XV век Касим Анвар в своих стихах указывал, что ладонь с раздвинутыми пальцами на Востоке считалась проклятьем, запечатывающим все чувства проклинаемого человека – речь, слух и зрение. В захоронениях скифов и сарматов встречались амулеты из металла в виде египетского амулета Mano Pantea, – изображение человеческой кисти, на которой два пальца оставались прямыми, а три – были прижаты к ладони. Считалось, что два пальца символизируют верховных египетских богов. Но у славян они всегда ассоциировались с проклятьем. Возможно, именно из-за каких-то религиозных представлений древние славяне переняли у скифов и сарматов обычай отрубать врагам руки и делать из них проклинающие амулеты, которые делали своих сильнее, а врагов ослабляли и проклинали. Известно, что после окончания исламского владычества в Испании христиане еще долго использовали «ладонь Фатимы» по суеверным соображениям. Пока совет епископов, созванный королем Карлом V, не издал в начале XVI века специальный указ, прямо запрещающий ношение амулетов. Православные священники относятся к ношению подобных амулетов отрицательно. Такое поведение говорит о маловерии человека и о его нежелании подчиняться Божьей воле.