Войти в почту

Конёк-горбунок родом из Сибири. Как рождались знаменитые сказки?

В Омскеесть улица имени любимого многими писателя Петра Ершова – автора сказки «Конёк-горбунок». Как писатель был связан с этим городом и почему в учебниках об этом – ни слова? Корреспондент "АиФ- Сибирь" попытался в этом разобраться. Детсво в Сибири Оказывается, в Омске прошло детство Петра Ершова. Впрочем, вся его жизнь была связана с Сибирью. Родился он в селе Безруково Тобольской губернии. Позже Ершовы перебрались в город Берёзов, тот самый, где отбывал ссылку «птенец гнезда Петрова» Александр Меншиков. Переезжать приходилось часто – отец, Павел Ершов, служил исправником, и его не раз переводили с одного места на другое. Ершовы пересекали цепь казачьих поселений, посещали места, где были ещё свежи предания о временах Ермака и Пугачёва, передаваемые из уст в уста прииртышскими крестьянами. Во время учёбы в Тобольской гимназии Пётр Ершов жил у своего дяди-купца, общался с торговыми людьми, чьи караваны ходили по долинам Тянь-Шаня, Тибету и Индии. Фантазии сибирских аборигенов Писатель и краевед Михаил Речкин (жил в Омске, позже уехал в Москву) одним из первых заинтересовался феноменом озёр в районе деревни Окунёво и символизмом произведения Ершова. Он полагает, что сюжет сказки «Конёк-горбунок» Ершов взял из легенд о знаменитых Окунёвских озёрах Омской области. С Михаилом Речкиным солидарны и многие другие исследователи, которые считают, что «Конёк-горбунок» был записан Ершовым из уст сибирских рассказчиков и лишь облачён в литературную форму. Если это так, то напрашивается вопрос: что это за бурные фантазии у сибирских аборигенов? Несущиеся по небу кони, горящие в темноте перья Жар-птицы, державный кит, рыбье царство, Царь-девица – дочь Месяца и сестра Солнца, сундучок с перстнем на дне моря-окияна? Сибирские легенды гласят, что на дне одного из Окунёвских озёр – Шайтан-озера – стоит подводный храм, а в нём хранится магический кристалл, в котором заключено спасение человечества. Этот кристалл нужно непременно найти, иначе наша цивилизация погибнет. Кто спасёт человечество? Итак, в чем фабула сказки? Землянин Иван-дурак, поймав кобылицу, которая «шевелила пшеницу» – рисовала круги на полях, вскакивает на неё задом наперёд, то есть попадает в иное измерение. После этого он встречает друга – Конька-Горбунка, обладающего, как сказали бы сейчас, паранормальными способностями. Вместе с Коньком Иван добывает со дна моря сундучок с перстнем – ковчег с магическим кристаллом. Концовка, в которой Иван-дурак, искупавшись в трёх котлах, рождается заново молодым и красивым, символизирует спасение человечества. Литературоведы видят аналогию с пятью озёрами в трёх котлах с молоком, кипятком и холодной водой, в которых искупался Иван, после чего стал писаным красавцем. Современные исследователи научно доказали, что вода в Окунёвских озёрах – целебная. По-видимому, в XIX веке местные жители об этом догадывались. Кстати, этим озёрам приписывают не только целебные, но и мистические свойства... Интересна в современных реалиях гипотеза Михаила Речкина относительно имени главного героя многих русских сказок – Иван-дурак: «Так называли русских иноземцы: дураки – значит твердолобые (слово duro на многих европейских языках означает «твёрдо»), то есть настырные, твёрдо стоящие на своём, не желающие жить по законам «цивилизованного» общества, каким горделиво величали себя наши западные соседи. Ну, никак не могли цивилизованные западные «учителя» отвернуть «тёмного и отсталого» русского мужика от своих обычаев и традиций, а так хотелось... Но до тех только пор и была крепка Русь и твёрды мужицкие лбы, пока жила Русь по «Домострою». «Окно», что было прорублено не в Европу, а из... Скажем так, «размягчило» лбы наших Иванов. Теперь они – не дураки, а на западный манер – очень даже умные. Оттого и страдает Россия, засыхают её корни...»

Конёк-горбунок родом из Сибири. Как рождались знаменитые сказки?
© АиФ-Новосибирск