Художник номер один. Что думают красноярцы о Василии Сурикове
Художник Василий Суриков - тяжеловес, способный разделить звание культурного бренда Красноярья номер один разве что с Виктором Астафьевым. Но в наш век «утро стрелецкой казни» у многих ассоциируется с головной болью после принятия «Стрелецкой», взятие снежного городка - забава, успешно заменённая на компьютерное домоседство, а сама фамилия Сурикова всё чаще произносится в связи с упоминанием одноимённого ресторана Красноярска. В год юбилея Сурикова, накануне Международного дня художника, 8 декабря, «АиФ-Красноярск» спросил у людей искусства, как они относятся к легендарному земляку. Художник стал другим Красноярский художник Елена Лихацкая, живёт в Нью-Йорке: - Слава Сурикова заслужена и обоснована. Под видом старинных сюжетов он писал о современности, затрагивал важный нерв настоящего. Его исторические полотна всегда были с социальным, политическим подтекстом. Можно сказать, что Суриков в каком-то смысле был революционером. И, конечно, в академии он был художником номер один. Тогда историческая живопись проходила по первому рангу. Сейчас ею никто не занимается, всё изменилось. Художник стал другим. - Есть ли среди красноярских художников большие величины, оставшиеся в тени Сурикова? - Замечательные глубокие художники, о которых знают недостаточно, есть. Считаю, что в XX веке у нас было два таких человека, практически наши современники, - это Андрей Поздеев и Владимир Капелько. Две одинаково мощные фигуры, идущие бок о бок. Сейчас в основном на слуху Поздеев, про Капелько мало кто знает, а жаль! Он и поэт, и живописец, вот недавно вышла книга о нём... Я бы хотела, чтобы о Капелько заговорили. Признанный гений своего времени Красноярский художник Анна Осипова, родилась в Якутии: - Имя Сурикова стоит в одном ряду с Пушкиным, Репиным, Достоевским... Он признанный гений своего времени - был, есть и будет. Будет потому, что и в эпоху Интернета, слома формаций, цветных революций человеку необходимы истины простые и понятные. - Кого из красноярских художников можете выделить? - Слонова я обожаю! И как человека прекраснейшего, и как художника острейшего. Вот ещё один гений, родившийся на берегах Енисея. Его раннее творчество - уже в некоторой степени классика. Также для меня выдающимися художниками являются Капелько и Поздеев. «Суриков всегда со мной. Но я - не с ним» Красноярский писатель, ценитель живописи Эдуард Русаков: - С суриковскими работами познакомился ещё в раннем детстве: моя мама собирала открытки с репродукциями знаменитых художников. А в 1955 году мы с ней ездили по профсоюзной путёвке в Москву - там в Третьяковке я впервые увидел суриковские шедевры. Потом полюбил ходить в красноярский дом-музей Сурикова на улице Ленина, особенно в будние дни, когда в музее никого из посетителей. Бродил по комнатам, присаживался на стулья, трогал всё то, что трогать нельзя. Вот это был кайф! И в прошлом году, в новогодние празднества, глядя на всякие снежные горки, вспоминал «Взятие снежного городка» Сурикова. Короче, Суриков всегда со мной. Но я - не с ним. - А кто вам нравится? - Моя первая и последняя любовь - это Андрей Поздеев, но его уже нет с нами. Из стариков могу назвать уважаемого художника Валерьяна Сергина, а из молодых - однофамильца Василия Ивановича - Сашу Сурикова. Он, конечно, авангардист, формалист, но я люблю шалунов в искусстве. Слишком серьёзные художники меня напрягают. Уверен, что искусство изначально возникло из игры, забавы. Недавно в магазине увидел некую женщину с ребёнком, которая ругала его: «Не шали! Не шали!» А я, проходя мимо, шепнул ему: «Шали... шали!..» И пацан, как зачарованный, пошёл за мной, пока его мама не закричала: «Ты куда, придурок?!» Так я вмешался в воспитательный процесс. Но это - в сторону. Не берите в голову. Но и не напрягайтесь... Шалите! Фамилия обязывает? Красноярский художник с обязывающей фамилией Александр Суриков: - Носить одну фамилию с художником-классиком - это обязывает? - В каком-то смысле фамилия предопределила мою профессию, поскольку всегда слышал из разных уст, что я носитель «непростой» фамилии. Сколько себя помню, я всегда хотел быть художником. Конечно, фамилия привлекает внимание, но для меня она есть данность, оставленная мне предками, и я это чту. - Не устарел ли Суриков? - Суриков - локальный художник общероссийского значения. В мире его творчество не знают, возможно, оно будет не интересно. И уж тем более никакого влияния на мировую историю искусства его творчество не имеет. Актуальны будут интерпретации его художественных высказываний современным русским языком. Его картины могут быть иллюстрациями учебника истории. Я знаю его творчество, уважаю как художника, но он не является моим фаворитом. Возможно, с годами придёт другое понимание, и это нормально. 5 фактов о В. И. Сурикове - Сурикова крестили 13 января 1848 г. в церкви Всех Святых. В советское время она была разрушена. Сейчас на её месте расположен торговый центр «Квант». - В юности участвовал в кулачных боях, которые происходили на улицах Красноярска. - Суриков окончил Красноярское уездное училище с похвальным листом. Сейчас в этом здании располагается Детская художественная школа, носящая его имя. - Суриков не расставался с гитарой и хорошо играл на фортепиано. - С Красноярском связаны следующие картины Сурикова: «Старый Красноярск» (1914), «Плоты на Енисее» (1862), «Синий камень на Енисее» (1860-е), «Улица в Красноярске» (1884), «Плашкоут на Енисее» (1909), «Енисей у Красноярска» (1909), «Взятие снежного городка» (1891), «Вид на часовню Параскевы Пятницы» (1890-е), «Вид на Красноярск с сопки» (1890-е), «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви» (1914).