Ещё

Художник номер один. Что думают красноярцы о Василии Сурикове 

Художник номер один. Что думают красноярцы о Василии Сурикове
Фото: АиФ Красноярск
Художник  — тяжеловес, способный разделить звание культурного бренда Красноярья номер один разве что с . Но в наш век «утро стрелецкой казни» у многих ассоциируется с головной болью после принятия «Стрелецкой», взятие снежного городка — забава, успешно заменённая на компьютерное домоседство, а сама фамилия Сурикова всё чаще произносится в связи с упоминанием одноимённого ресторана Красноярска. В год юбилея Сурикова, накануне Международного дня художника, 8 декабря, «АиФ-Красноярск» спросил у людей искусства, как они относятся к легендарному земляку.
Художник стал другим
Красноярский художник Елена Лихацкая, живёт в Нью-Йорке:
— Слава Сурикова заслужена и обоснована. Под видом старинных сюжетов он писал о современности, затрагивал важный нерв настоящего. Его исторические полотна всегда были с социальным, политическим подтекстом. Можно сказать, что Суриков в каком-то смысле был революционером. И, конечно, в академии он был художником номер один. Тогда историческая живопись проходила по первому рангу. Сейчас ею никто не занимается, всё изменилось. Художник стал другим.
— Есть ли среди красноярских художников большие величины, оставшиеся в тени Сурикова?
— Замечательные глубокие художники, о которых знают недостаточно, есть. Считаю, что в XX веке у нас было два таких человека, практически наши современники, — это  и Владимир Капелько. Две одинаково мощные фигуры, идущие бок о бок. Сейчас в основном на слуху Поздеев, про Капелько мало кто знает, а жаль! Он и поэт, и живописец, вот недавно вышла книга о нём… Я бы хотела, чтобы о Капелько заговорили.
Признанный гений своего времени
Красноярский художник , родилась в Якутии:
— Имя Сурикова стоит в одном ряду с Пушкиным, Репиным, Достоевским… Он признанный гений своего времени — был, есть и будет. Будет потому, что и в эпоху Интернета, слома формаций, цветных революций человеку необходимы истины простые и понятные.
— Кого из красноярских художников можете выделить?
— Слонова я обожаю! И как человека прекраснейшего, и как художника острейшего. Вот ещё один гений, родившийся на берегах Енисея. Его раннее творчество — уже в некоторой степени классика. Также для меня выдающимися художниками являются Капелько и Поздеев.
«Суриков всегда со мной. Но я — не с ним»
Красноярский писатель, ценитель живописи Эдуард Русаков:
— С суриковскими работами познакомился ещё в раннем детстве: моя мама собирала открытки с репродукциями знаменитых художников. А в 1955 году мы с ней ездили по профсоюзной путёвке в Москву — там в Третьяковке я впервые увидел суриковские шедевры. Потом полюбил ходить в красноярский дом-музей Сурикова на улице Ленина, особенно в будние дни, когда в музее никого из посетителей. Бродил по комнатам, присаживался на стулья, трогал всё то, что трогать нельзя. Вот это был кайф! И в прошлом году, в новогодние празднества, глядя на всякие снежные горки, вспоминал «Взятие снежного городка» Сурикова. Короче, Суриков всегда со мной. Но я — не с ним.
— А кто вам нравится?
— Моя первая и последняя любовь — это Андрей Поздеев, но его уже нет с нами. Из стариков могу назвать уважаемого художника Валерьяна Сергина, а из молодых — однофамильца Василия Ивановича — Сашу Сурикова. Он, конечно, авангардист, формалист, но я люблю шалунов в искусстве. Слишком серьёзные художники меня напрягают. Уверен, что искусство изначально возникло из игры, забавы. Недавно в магазине увидел некую женщину с ребёнком, которая ругала его: «Не шали! Не шали!» А я, проходя мимо, шепнул ему: «Шали… шали!..» И пацан, как зачарованный, пошёл за мной, пока его мама не закричала: «Ты куда, придурок?!» Так я вмешался в воспитательный процесс. Но это — в сторону. Не берите в голову. Но и не напрягайтесь… Шалите!
Фамилия обязывает?
Красноярский художник с обязывающей фамилией :
— Носить одну фамилию с художником-классиком — это обязывает?
— В каком-то смысле фамилия предопределила мою профессию, поскольку всегда слышал из разных уст, что я носитель «непростой» фамилии. Сколько себя помню, я всегда хотел быть художником. Конечно, фамилия привлекает внимание, но для меня она есть данность, оставленная мне предками, и я это чту.
— Не устарел ли Суриков?
— Суриков — локальный художник общероссийского значения. В мире его творчество не знают, возможно, оно будет не интересно. И уж тем более никакого влияния на мировую историю искусства его творчество не имеет. Актуальны будут интерпретации его художественных высказываний современным русским языком. Его картины могут быть иллюстрациями учебника истории. Я знаю его творчество, уважаю как художника, но он не является моим фаворитом. Возможно, с годами придёт другое понимание, и это нормально.
5 фактов о В. И. Сурикове
— Сурикова крестили 13 января 1848 г. в церкви Всех Святых. В советское время она была разрушена. Сейчас на её месте расположен торговый центр «Квант».
— В юности участвовал в кулачных боях, которые происходили на улицах Красноярска.
— Суриков окончил Красноярское уездное училище с похвальным листом. Сейчас в этом здании располагается Детская художественная школа, носящая его имя.
— Суриков не расставался с гитарой и хорошо играл на фортепиано.
— С Красноярском связаны следующие картины Сурикова: «Старый Красноярск» (1914), «Плоты на Енисее» (1862), «Синий камень на Енисее» (1860-е), «Улица в Красноярске» (1884), «Плашкоут на Енисее» (1909), «Енисей у Красноярска» (1909), «Взятие снежного городка» (1891), «Вид на часовню Параскевы Пятницы» (1890-е), «Вид на Красноярск с сопки» (1890-е), «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви» (1914).
Видео дня. Корабль-призрак засекли у берегов Ирландии
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео