Как Богородица стала хранительницей России
У каждого христианского народа есть свой излюбленный образ небесной иерархии, хранитель. У чехов это святой Вацлав, у Англии — архангел Михаил, а у Австрии — Иосиф Обручник. В России есть свои особо почитаемые святые, например, Георгий Победоносец, Николай Угодник или апостол Андрей. Но больше всего наши предки издревле почитали Божью Матерь, и именно она в первую очередь считается заступницей Земли Русской. Истоки богородичного культа Культ Богородицы имеет очень древние корни, которые уходят в архетипы человеческой культуры, возникшие за тысячелетия до Христа. Во всех без исключения языческих религиях есть образ великой древней Матери. Это Шакти в индуизме, Фригг у скандинавов и германцев, Гея или Деметра у древних греков. В некоторых культах она играла второстепенную роль, а в некоторых выходила на первый план. О культе богини-матери писали многие реглигиоведы, начиная с Джона Фрэзера и заканчивая Ариэлем Голаном. У наших славянских предков богиней, символизирующей женское начало, была Мать Сыра Земля, и это было очень абстрактное, но почитаемое божество. Она олицетворяла саму землю, которая рождает все живое. Земля в этом смысле обозначала и почву, пашню и грядку, и родную землю. Этот древнейший архетип мы находим даже в сталинском «Родина-мать зовет» — эта фраза и сегодня рождает в нас сильные патриотические чувства. Когда православие пришло на Русь, этот образ трансформировался в культ Богородицы. Культ Великой Матери, рождающей все живое и защищающей русскую землю одинаково от врагов и неурожаев, частично перекинулся на Богородицу. Теперь уже она стала олицетворением женского начала. Хотя Богородицу сложно проассоциировать с землей, ее детородная функция тоже священна: она произвела на свет Христа. Кстати, на первых этапах закрепления христианства у европейских варваров, подобные культы Богородицы мы встречаем у многих европейских народов. Религиовед Н. Матронин писал, что помимо образа земли, женский культ зачастую был и ураническим, то есть небесным. Отголоски этого мы находим в образе покрова Пресвятой Богородицы, который часто изображается как звездное небо. Кроме того, историки выделяют одно событие, благодаря которым Богородица с самого начала заняла особое место в религиозной картине мира русичей. В византийских летописях рассказывается такая история. В 860 русы напали на Константинополь и почти его захватили. Но византийцы взмолились к Богородице, а потом окунули ее покров, хранившийся во Влахернском храме, в воды Боспора. На море поднялся страшный шторм, и русы не смогли напасть на город. Это так поразило их, что многие из них решили не враждовать с византийцами и обратиться в христианство. Тогда крестился и Аскольд — годы его жизни и историческая роль в славянских и греческих источниках сильно различаются. Первое знакомство христиан с Богородицей показало ее как справедливую заступницу тех, кто ее почитает. Защитница князей и воинов К XII веку окончательно оформился культ Богородицы. С одной стороны ее почитали в народном христианстве как Великую Матерь, милосердную и родящую все живое, с другой — ей о ратных победах молились князья. На Руси посвящали ей храмы, писали иконы. Первым популярным богородичным образом на Руси стала Богородица Оранта — изображение стоящей Марии, раскинувшей руки в молитвенно-защитном жесте. Этот образ называли «нерушимая стена», и в нем Богоматерь представлялась защитницей православных от врагов. Кстати, именно этот образ Богородицы использовался в константинопольском Влахернском храме, на молитвы в котором Богоматерь ответила византийцам в 860 году. В XII веке Владимирское княжество, которое было прямым предком Московского царства, обрело величайшую русскую реликвию — Владимирскую икону Божьей Матери. Считается, что ее написал сам апостол Лука, а Богоматерь позировала ему. Когда Андрей Боголюбский вез ее в Ростов, по легенде, икона не пожелала покидать Владимир, вдруг отяжелев настолько, что никто не мог ее сдвинуть с места. А затем сама Богородица явилась князю и заявила о своем желании оставить икону во Владимире. Андрей Боголюбский построил ей храм и украсил икону роскошным окладом. Как все было на самом деле, нам неизвестно. Однако после обретения иконы князю начала сопутствовать удача, которую напрямую связывали с иконой. В 1164 году, согласно Лаврентьевской летописи, князь Андрей предпринял поход на волжских булгар, на берега Камы, и взял с собой икону. Поход закончился триумфальной победой. Чтобы увековечить это событие, Андрей Боголюбский вводит новый праздник — Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 1 октября, и строит прекрасный храм — Покрова на Нерли. Официально этот праздник Андрей связал с тем чудесным спасением Богородицей византийцев 860 года. Но на деле все это было сделано в честь его побед над булагарами. Это было последним шагом в закреплении Богородицы как покровительницы русских князей, русских воинов, а также русской государственности. Великие иконы С тех пор Богородица стала почти что официальной покровительницей Руси. Во всяком случае, почти все рассказы о чудотворных иконах связаны именно с изображениями Богоматери. Н. Матронин писал, что порой может показаться, что люди почитают не Богородицу, а ее изображение, однако это бессмысленная абстракция. Верующий человек, обращаясь к иконе, на самом деле верит, что обращается напрямую к Богоматери. Ей молились по разным поводам, но в первую очередь на нее, и только на нее уповали в моменты военной опасности. В 1380 году Дмитрий Донской и Сергий Радонежский вместе молились Богородице, а в дорогу старец дал князю богородичную просфору и сказал: «Иди князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». А в 1395 году, по преданию, Тамерлан, готовящийся разграбить Москву, задремал в своем шатре, и ему явилась Божья Матерь. Она сказала золотоордынскому вождю, чтобы тот поскорее возвращал свои орды домой, иначе его ждет страшная кара. Нам никогда не узнать как это было на самом деле, но факт остается фактом: Тамерлан вдруг поспешно развернул свои орды и покинул Русскую землю. Заступничеству Владимирской Божьей Матери приписывают защиту Москвы от крымского хана Едигея в 1408 году, от ногайского царевича Мазовши в 1451 году, от Махмет-Гирея в 1521. А в XVI веке появилось новое культовое изображение Богородицы — Казанская икона Божьей Матери. Ей молились Пожарский и Кутузов, Алексей Михайлович и Екатерина II. А по некоторым данным, даже Сталин молился перед этой иконой сразу после начала Великой Отечественной войны.