Почему эскимосы недолюбливали чукчей
Немного наивные, на первый взгляд, безобидные и слегка простодушные – такими чукчи предстают в советских анекдотах. Кажется, не существует причин, которые бы заставили недолюбливать коренных жителей Крайнего Севера. А вот история доказывает, что поводы у разных народов были, однако. Коряки Не любили чукчей коренные жители севера Камчатки коряки за желание получить силой то, чего недостает. Только с 1725 по 1773 год чукчи совершили более полусотни набегов на стоянки кочующих коряков с одной целью – захватить оленей. В этот период, кроме почти 250 тысяч оленей, чукчи увели в плен несколько сотен корякских женщин и детей. Почти каждое племя чукчей находилось в состоянии перманентной войны с соседями, вынуждая менее воинственных коряков менять традиционный вид деятельности. Оставшись без оленей, они переключались на охоту и рыбную ловлю. Ненавидя соседей, коряки обращались за защитой к русским, но это редко помогало. Коряко-чукотские войны продолжались вплоть до конца XVIII века. Русские Почти 150 лет Россия пыталась убедить «свирепых чукч», что вместе удобнее, легче и выгоднее. Но свободолюбивый народ не слишком торопился принять российское подданство с автоматической обязанностью выплачивать натуральную подать (ясак). Сначала чукчей пытались напугать. В 1641 году неудачей закончился поход атамана Семёна Дежнева. В 1727 очередное фиаско ожидало 400 солдат при поддержке местного населения во главе с казаком и полярным исследователем Афанасием Шестаковым. Его экспедиция положила начало чукотской войне, продлившейся до 1778 года. Вплоть до воцарения Екатерины Второй действия россиян носили преимущественно карательный характер, несмотря на постановление Сената «уговаривать в подданство добровольно и ласкою». Чукчи сопротивлялись: нападали на русских при первой удобной возможности. В 1779 году Екатерина объявила чукчей российскими подданными и освободила от ясака на 10 лет. В 1882-м чукчам разрешили платить подать по желанию – по лисьей шкуре с одного охотника. Впрочем, когда вместо кнута достали пряник, недоверие аборигенов не испарилось. Чукчи по-прежнему не жаловали непрошеных гостей, и те отвечали взаимностью. Не слишком-то много находилось желающих полечь за тысячи вёрст от дома от руки «немирных чукочей», поэтому в экспедициях простые солдаты и казаки принимали участие неохотно, испытывая ярую ненависть к непокорному народу. Юкагиры Не меньше натерпелся от чукчей и древнейший народ Восточной Сибири – юкагиры. В междоусобных войнах шансы противостоять чукчам у юкагиров были крайне малы. Приходилось отдавать и оленей, и женщин, и имущество. Неспособные защищаться в одиночку, юкагиры охотно принимали участие в русских походах, но и в этом случае победа не всегда оказывалась на стороне обиженных. Так, в апреле 1702 года сотня юкагиров присоединилась к казачьему походу во главе с Чудиновым. В первом бою удалось убить две сотни осёдлых чукчей, но уже на следующий день из-за подхода войска с тремя тысячами чукчей пришлось отступить. Чуванцы Чуванцы тоже вряд ли могли сказать чукчам спасибо, ведь благодаря последним, численность потомков коренного населения Чукотки стремительно сокращалась. В результате соседства чуванцы утратили язык – живущие сегодня в верховьях Анадыря говорят по-чукотски. Правда, вторая часть чуванцев, заселяющая несколько небольших чукотских селений, говорит по-русски. Но это уже совсем другая история нелюбви. Эскимосы Жалобы на чукчей русские слышали от американских эскимосов с завидной регулярностью: каждый год приходят, «истребляют убийством», грабят, забирают в рабство жён и детей. Справедливости ради скажем, что чукчи пытались торговать с эскимосами, но часто переговоры заканчивались кровопролитием. Убийство сородичей рождало месть с обеих сторон. Попавшие в плен к эскимосам чукчи либо становились рабами, либо умирали мучительной смертью после изощрённых пыток. Эвенки (тунгусы) Поводов для любви не было и у эвенков. Воинственные чукчи держали в страхе мирных скотоводов-тунгусов, заставляя платить дань. При этом как-то систематизировать выплаты не получалось, и эвенкам приходилось отдавать нажитое каждому заезжему чукче. У чукчей-оленеводов не вызывало восторгов поведение одного из тунгусских кочевых племён – ламутов, которые нарушали вековые традиции. Во-первых, охотились весной и летом, когда бой зверя запрещён. Во-вторых, не отличали домашних и диких оленей, убивая любого зверя, встретившегося на пути. Ответного негатива ждать долго не приходилось – ламуты при первой удобной возможности старались насолить чукчам. Чукчи называли себя луораветланы, что означает «избранный народ». В их фольклоре красной нитью проходит лейтмотив «высшей расы», созданной Богом. Все рядом живущие соседи рождены лишь для того, чтобы помогать чукчам, способствуя их процветанию. Шовинистическое мировоззрение точно не усиливало любовь народов, вынужденных жить рядом.