Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Страна русов и аланов. Где находился Русский Каганат?

Средневековые восточные и западные авторы не раз упоминали о далёком и загадочном государстве – Русском каганате и о народе русов, которые были не славянами, а их соседями, владели письменностью, строили города и делали мечи, равные дамасским. Где располагалась эта страна? Есть точка зрения, что следы ведут на средний Дон.
Страна русов и аланов. Где находился Русский Каганат?
Фото: АиФАиФ
Послы народа рос
Большинство россиян ещё со школы усвоило, что история родной страны начинается с призвания варяга-скандинава Рюрика и создания его потомками Киевской Руси. В последние десятилетия появилось и много сомнительных теорий, рассказывающих о величественной славянской цивилизации, якобы существовавшей многие тысячелетия. Не вдаваясь в крайности, можно отметить, что сегодня и признанные, добросовестные исследователи всё чаще – пусть и с осторожностью – говорят о том, что русское государство могло существовать и до того, как столицей стал Киев. Но что же оно собой представляло?
Уже полтора века историки ломают копья вокруг рассказа о визите византийского посольства ко двору франкского короля Людовика Благочестивого в 839 году – до легендарного призвания Рюрика оставалось больше 20 лет. Эпизод упоминается в Бертинских анналах – известной средневековой хронике. Вот этот короткий рассказ:
«С ними (послами - ред.) он (византийский император Феофил - ред.) прислал ещё неких (людей - ред.), утверждавших, что они, то есть народ их, называются рос и что король (их, именуемый хаканом, направил их к нему, как они уверяли, ради дружбы... Тщательно расследовав их прибытия, император (Людовик - ред.) узнал, что они из народа свеев, и, сочтя их скорее разведчиками и в той стране, и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их до тех пор, пока не удастся доподлинно выяснить, явились ли они с честными намерениями или нет».
Одни историки традиционно считают упомянутый народ рос скандинавами, ведь послы в итоге оказались свеями, то есть шведами. Это вполне согласуется с теорией, по которой государство Русь создали норманны. Оппоненты возражают: титул «каган», или «хакан», что означает «хан ханов», носили отнюдь не мореходы-викинги, а владыки степных кочевников. И титул этот равноценен императорскому – каган мог быть только главным из государей того или иного региона.
Белая крепость над Доном
Например, в VI веке на огромном пространстве от Маньчжурии до Чёрного моря простирался Тюркский каганат. После его распада в степях Восточной Европы стал господствовать каганат Хазарский. В «Повести временных лет» рассказывается о том, что славяне платили хазарам дань. Не удивительно, что большинство исследователей считает подданными Хазарского каганата носителей Салтово-маяцкой археологической культуры, которые жили в донской степи и лесостепи по соседству со славянами.
Один из главных центров культуры – Маяцкое городище в селе Дивногорье Лискинского района Воронежской области: в IX веке на высоком холме над местом слияния Дона и Тихой Сосны стояла огромная по тем временам белокаменная – сложенная из меловых блоков – крепость. Между тем при раскопках этого и других городищ той же культуры археологи не нашли останков хазар. Население было смешанным и состояло из алан – потомков сарматов, родственников иранцев и осетин – и тюркоязычных булгар (не путать с современными славянскими братушками с Дуная). Так что вопрос – при чём тут вообще хазары? – напрашивается сам собой.
Не секрет, что на историю – в том числе средневековую – часто влияет господствующая идеология. Например, в советское время правильной считалась антинорманистская концепция, отвергавшая участие скандинавов в создании Киевской Руси. С 1990-х годов – не без помощи шведских и других иностранных грантов – среди историков стали преобладать норманисты. Так происходит и с хазарским вопросом.
«Каждый раз в моменты ослабления России Хазарский каганат в трудах историков разрастался до размеров громадной евразийской державы, – отмечает краевед Николай Сапелкин. – И, напротив, когда наше государство усиливается, владения хазар сжимаются. В 90-е годы учёные писали, что Хазария простиралась до Оки и Днепра. Сейчас территория этого государства снова сужается».
Так, доктор исторических наук Елена Галкина отмечает, что в арабо-персидских источниках всегда идёт речь о довольно скромных размерах Хазарии – эта страна описывалась лежащей на Хазарском (Каспийском) море и реке Итиль (Волге). При этом Русским каганатом, который много раз упоминается не только в западных, но и в византийских, арабских и персидских источниках, исследователь считает именно Салтово-Маяцкую культуру.
Клинки за валюту
Античные авторы середины первого тысячелетия упоминают об обитавшем в Причерноморье племени роксолан, или белых алан. Белый цвет в индоарийской мифологии символизировал власть. Постепенно корень «рокс», или «рухс», трансформировался в «рус».
Объединившись с булгарами в эпоху великого переселения народов, в VI-VII веках русы пришли в Подонье и Приазовье, а к VIII веку создали мощное государство со сложной системой социальных взаимоотношений.
Изучение Салтово-маяцкой культуры позволяет заключить, что она была едва ли не самой развитой в Восточной Европе. Так, по всему региону расходилась изготовленная на гончарном круге – по тем временам это было высокотехнологичное производство – лощёная керамика. У русов были хорошо развиты металлургия и кузнечное дело – изготовленные ими клинки арабы сравнивали с дамасскими. Гончары, кузнецы и представители других ремёсел жили отдельными компактными поселениями, что опять же говорит о высоком социально-экономическом уровне.
На территории Салтово-маяцкой культуры во множестве находят клады куфических дирхемов – арабских серебряных монет, которые в те века были главной валютой, наподобие современного доллара. По мнению Елены Галкиной, это ещё одно свидетельство развитого производства. При этом в исконно хазарских землях Предкавказья найдена всего пара подобных кладов – Хазария была довольно примитивным образованием и жила, прежде всего, за счёт транзитной торговли.
Русский каганат чеканил и собственную монету, так называемые «варварские подражания» дирхемам.
Как и другие иранские народы, русы поклонялись свету, носили амулеты из янтаря и изображали солнце на стенах своих городов. Жители каганата обладали и письменностью, родственной средневековой осетинской и уходящей корнями в скифо-сарматское письмо.
Под натиском венгров
Изначально русы были кочевниками, но постепенно переходили к оседлому образу жизни. При этом они всё ещё были заинтересованы в продуктах крестьянского труда. Продовольствие поставляли ещё одни подданные русского кагана – жившие на Дону и Воронеже славяне, которые взамен получали военную защиту и возможность мирно осваивать тучные лесостепные чернозёмы. Не удивительно, что в славянских городищах археологи не находят оружия и следов военных столкновений. Славяне занимали подчинённое положение, но, очевидно, не испытывали чрезмерной эксплуатации.
История Русского каганата трагически завершилась во второй четверти IX века. По его землям с подачи Хазарии и Византии огнём и мечом прошли орды венгров. Возможно, именно после этого славяне попали в зависимость от хазар.
Вскоре, однако, историческую эстафету перехватил Киев. При этом наследие алан-русов не исчезло. Так, в договорах князей Олега и Игоря с Византией упоминается много иранских имён, да и само имя Олег, вполне вероятно, происходит не от норманнского «Хельгу», а от иранского «Халег». Сын Игоря Святослав отомстил хазарам, окончательно разрушив их государство, а киевских князей в панегириках XI века не раз именуют каганами.
«После этого донские и воронежские славяне стали жить в составе Киевской Руси – отмечает Николай Сапелкин. – Впрочем, этот период продлился недолго: вскоре в наши степи пришли половцы, вслед за ними ордынцы. Так титул «каган» от киевских князей перекочевал к чингизидам – потомкам Чингисхана».
Елена Галкина приводит описание погребального обряда русов, оставленное арабскими путешественниками: «Когда умирает у них кто-нибудь из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним... как одежду его, так и браслеты золотые... далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении».
Как отмечает исследователь, с этим описанием может быть сопоставлен только один обряд погребения в Восточной Европе – катакомбные захоронения алан Салтово-маяцкой культуры. Славяне поступали с покойниками иначе: сжигали, складывали останки в горшки и клали их в семейные курганы.