Почему запорожские и донские казаки не любили друг друга
Не смотря на одинаковое название – казаки – донцы и запорожцы представляли собой совершенно разные, в чём-то даже противоположные явления. Различия и взаимное непонимание вели к, мягко скажем, негативному отношению друг к другу. Корни и крона Объединяла их, разве что, одна деталь – тяготение к реке. Запорожцы выбрали Днепр, донцы – Дон. На побережьях обеих водных артерий казачьи поселения стали возникать стихийно, а дальше пути – дорожки разошлись. Была ещё одна общая черта – готовность в любой момент выступить против врага. На этом пожалуй, всё. Возникают и те, и другие примерно в одно время. Первое упоминание о донских казаках встречается в московской «Гребенской летописи» от 1471 года. Про запорожцев упоминают в летописях от 1489 года, европейские источники пишут о них в XV веке. Официальной датой образования первой Запорожской Сечи историки считают 1553 или 1556 год. Запорожская Сечь была своего рода военной республикой, где решения принимались голосованием свободных вооружённых мужчин. Иерархия была, но базировалась на том, уважают ли командира подчинённые или нет. Должности также были выборными. Жили запорожцы за счёт военной добычи, не пахали, скот не разводили, ремеслом не занимались. Жизнеобеспечение сообщества было возложено на, сформулируем по — современному, аутсорсеров, не являющихся членами Сечи, да и казаками тоже. Женщины на Сечь не допускались. Запорожцы не служили на регулярной основе никакому государю. Они могли наниматься к полякам, туркам или русским – а завтра воевать против них же, в зависимости от целесообразности. Когда не было войны, запорожцы могли и в набег пойти на ближних или дальних соседей. У запорожцев не было униформы, выглядели они весьма экзотически и своеобразно, фактически воспроизводя облик древних славянских воинов. Запорожская Сечь была одним большим военным лагерем, но не населённым пунктом с регулярной инфраструктурой. Здесь жили куренями, которые можно было и поменять, если что не так. Донцы жили семьями, в станицах. Они занимались сельским хозяйством, ремеслом и торговлей. В 1690 году даже вышел царский указ, запрещавший донским казакам земледелие, но его фактически проигнорировали. Донцы довольно таки рано поступили на службу к русскому государству и быстро стали одной из опор трона. Донцы носили униформу, точно знали своё место в строю и подчинялись воинской дисциплине, хотя вопросы внутренней жизни решались голосованием на казачьем круге. Донские казаки были людьми семейными, патриархальными, многое значило мнение старейшин. Жили благополучно, зажиточно, передавая землю и накопленное по наследству. Воевали донские казаки не по собственной прихоти, а по повелению центральной власти. И, конечно, никаких лихих набегов. Один из бытописателей донских казаков назвал их быт смесью монастыря и казармы. Этноконфессиональные различия Антропологи по-разному описывают облик запорожских и донских казаков. Донцы – светлолицые, русоволосые (разных отттенков), тогда как запорожцы смуглы лицом и темноволосы. Последние брили голову, оставляя оселедец, и носили длинные усы, часто достигавшие груди. Донцы стриглись менее радикально, усы не уважали, а вот бороды считались чуть ли не обязательным атрибутом, тогда как запорожцы гладко брились, как правило. Характерной особенностью донских казаков был чуб. Различалась и кухня. Запорожцы ели кулеш, суп из жидкой муки, галушки и вареники. Донцы предпочитали уху, щи, каши. Называть запорожцев украинцами, а донцов русскими можно с большой долей условности – кровей там было намешано немало. Донцы были православными, тогда как среди запорожцев были не редки католики и даже мусульмане. Всех этих различий с лихвой хватало, чтобы не срабатывала система «свой-чужой», а к чужакам тогда относились подозрительно и с опаской.