«Кукрыниксы» и голос Левитана: как пропаганда помогала советской разведке

7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Проводить его было очень опасно, поскольку немцы стоят в нескольких десятках километров от столицы, или в пятнадцати минутах лёта для бомбардировщика. Но Сталин рискнул и разрешил проведение первой с начала войны наступательной стратегической операции. Именно так потом оценили этот парад. По силе воздействия на течение исторических событий он стоит рядом с победами в Сталинграде и под Курском, обороной Ленинграда и штурмом Берлина. О том, чему война научила советских пропагандистов, и как СССР удалось обеспечить себе победу в войне с Германией, узнаете из документального фильма «Сила в правде» 22 декабря в 7:35 на телеканале «МИР». Как признавались современники, парад «всей стране изменил настроение. Парад стал очень умным и сильным ходом в сражении, которое историки по праву назвали «третьим фронтом». Советская пропаганда работала против нацистской, и от того, кто одержит верх в этой битве, зависел исход всей войны. Глава министерства народного просвещения и пропаганды Германии Йозеф Геббельс – один из ближайших сподвижников Адольфа Гитлера. Геббельс был очень сильным противником. Созданная им накануне войны машина тотальной пропаганды не знала себе равных во всей Европе. Но мало того, что пропаганда Геббельса сумела подготовить своих солдат к войне с Советским Союзом. Это полбеды. Среди руководства нашей страны первое время царили иллюзии о настроениях простых немцев, призванных в армии. Тем, кто отвечал за пропаганду в Советском Союзе, предстояло сразиться с умелым, циничным, беспощадным врагом. Лебедев-Кумач и «Кукрыниксы» Стихотворение «Священная война» поэта Василия Лебедева-Кумача было опубликовано уже на второй день, 24 июня 1941 года. И сразу же композитор Александр Александров написал к стихам музыку. По мнению экспертов, он сочинил её по канонам церковных гимнов. «Вставай страна огромная!» стала практически неофициальным гимном страны. Впервые она прозвучала 26 июня на Белорусском вокзале столицы. И в тот же день на фасаде Центрального телеграфа появился плакат, который впоследствии вошёл почти во все учебники по истории Второй мировой войны. Фото: Лесс Александр/ТАСС Порой его считают главным графическим произведением Великой Отечественной войны. Это плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Идея плаката была настолько близка и понятна каждому, что, если приходилось сдавать населенный пункт фашистам, бойцы, отступая, срывали плакаты «с мамой» и забирали с собой. Солдаты носили в нагрудных карманах своих гимнастерок уменьшенные до размера почтовой открытки репродукции плаката. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий мастеров, которые входили в этот коллектив художников – Куприянова, Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. За период Великой Отечественной войны «Кукрыниксы» создали более тысячи работ. Делали карикатуры для газеты «Правда», почти каждый день рисовали плакаты для «Окон ТАСС», листовки для фронта. Художники работали, как сказали бы сегодня, в режиме нон-стоп, без остановки. Фото: Хухлаев Валентин/ТАСС «Потому что вот представьте себе, как делались эти плакаты. Это очень какая-то важная новость, которая поступает с фронта, например. И она моментально осмысливается художниками. И, соответственно, этот художник делает эскиз плаката. Сделать он его должен таким образом, чтобы там было мало мелких деталей. Потому что за ночь трафаретчики должны его растиражировать в количестве 100-200 штук, больше не получится. Вот они за ночь с помощью трафаретов тиражируют этот плакат. И утром он уже должен висеть, где только можно, где получится. Или эти плакаты отправлялись в партизанские отряды или сбрасывались прямо на корабли. Если партизанам отправляли эти плакаты, то они ночью расклеивали их на тех избах, где жили немцы. Например, они утром выходили и видели эти плакаты. И конечно, это было очень мощное такое средство агитации и пропаганды», – рассказал кандидат искусствоведения Александр Салиенко. Во главе всей пропагандистской машины Советского Союза стоял Александр Щербаков. К началу войны он руководил московской партийной организацией. И когда 24 июня было создано Совинформбюро – Советское информационное бюро при Совете народных комиссаров – его начальником назначили Щербакова. Маршал Александр Василевский оставил такое свидетельство о Щербакове: «Материалы, согласованные с Александром Сергеевичем или завизированные им, Сталин подписывал без задержки». Фактически Щербаков занимал должность, на которой в Германии работал Йозеф Геббельс. Принцип Геббельса Один из главных принципов геббельсовской пропаганды – большая ложь. Например, в начале войны широко использовались так называемые «Пропуски в плен». Всех сдавшихся в плен бойцов Красной Армии обещали устроить на работу по специальности. На самом деле, как мы знаем, этих людей ждали концлагеря и смерть в печах крематориев. Причем такой обман считался чем-то само собой разумеющимся. Какие могут быть церемонии с будущими рабами, временно обитающими на жизненном пространстве, которое Гитлер обещал свои солдатам? И конечно, любой, кто стоял на пути информационной пропаганды Гитлера и Геббельса, был их заклятым врагом. «Это естественно, потому что Гитлер был, как он считал, выдающейся личностью, и он не терпел конкурентов нигде, в том числе и в воздействии на массы. Гитлер считал себя неотразимым оратором, и в определенной степени это было так по одно простой причине, что с ним работали над его речами артисты народного театра, они ставили и голос, и жесты, и так далее. Вот это наглядно видно в его речах, и если вы посмотрите фильмы, где выступает Гитлер или Геббельс, вы увидите, что их жестикуляция, мимика соответствуют смысловым кускам речи. Левитан же обладал выдающимся, неповторимым, изумительным, замечательным тембром голоса, который приковывал к себе, его голос приковывал миллионы зрителей. Вот вы послушайте его, когда он говорит: «От Советского информбюро» и дает сводку, или о том, как после войны, я имею в виду, когда мы запускали ракеты в космос, как он объявлял о полетах космонавтов, сколько в голосе гордости за нашу родину, вот интонация, тембр и так далее неповторимые были», – говорит доцент Высшей школы перевода МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат филологических наук Евгений Торсуков. Фото: ТАСС Диктор Совинформбюро Юрий Левитан, точнее, его уникальный голос, являлся одним из ключевых элементов советской военной пропаганды. За годы войны Левитан прочитал более двух тысяч сводок с фронтов и около 120 экстренных сообщений. Задача перед нашими пропагандистами, в числе которых был Левитан, в начале войны стояла невероятно сложная. Одно поражение следовало за другим. Необходимо было найти – и найти быстро – эффективные методы мобилизации людей на сопротивление врагу. Октябрь 1941 года. Немцы на окраинах Москвы. Казалось бы, вот она, победа, рукой подать. Гитлер самоуверенно назначил на 7 ноября парад немецких войск на Красной площади. И мало кто знает, что даже в такой выигрышной ситуации верхушка Вермахта опасалась не только контрудара Красной Армии, но и советской пропаганды. В 1941 году в декабре в канун битвы под Москвой была издана специальная директива Верховным командованием гитлеровского Вермахта, в которой они говорили, что серьезную опасность для немецких солдат несет пропаганда. И делали все, чтобы предотвратить влияние советской пропаганды на немецких солдат, офицеров, вплоть до дисциплинарного воздействия, то есть в гитлеровском Вермахте тоже были штрафные батальоны, куда проштрафившихся солдат отправляли. Так вот за сбор листовок и распространение советской пропаганды могли отправить в штрафной батальон, то есть как человека, нарушившего законы гитлеровского Вермахта. И, конечно, как только Красной Армии удавалось одерживать победу, советская пропаганда максимально использовала этот факт в информационной войне. Юмор и игральные карты против нацистов Фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» был настолько талантливо сделан, что его даже наградили призом Американской киноакадемии. Это был первый «Оскар», полученный за советский фильм. Кстати, его американская версия называлась «Москва наносит ответный удар». Фильм явно получился, стал гигантским вкладом в развитие мировой документалистики. А его значение для нас переоценить просто невозможно. Потому что он поднял боевой дух наших солдат и дух нашего тыла. Но когда летом 42-го сложилась критическая обстановка и немцы рвались к Волге, когда вышел жестокий приказ Сталина «Ни шагу назад», и в армии ввели штрафные батальоны и заградительные отряды, тогда и начали максимально использовать самый сильный прием информационной войны – ненависть. Ее надо было стимулировать любыми способами. С привлечением самых талантливых художников, писателей и поэтов. Причем ненависть можно было возбуждать не только с помощью жестких слов и страшных картин преступлений нацистов, но также используя иронию и юмор. Одним из необычных способов антифашистской пропаганды среди немецких солдат были игральные карты, которые удавалось теми или иными способами подбросить противнику. За распространение этих карт полагалась смертная казнь. Но особенно в них немецкие воины играли с особой охотой после 1943-го года, после коренного перелома. В арсенал пропагандистов все шире стали входить нетрадиционные методы психологического давления на противника. Между Парадом Победы и парадом 7 ноября 41-го пролегло почти четыре года войны, во время которых одним из важнейших фронтов являлась пропаганда. В этом сражении правда изначально была на нашей стороне. Это на нас напали. Мы защищали свою землю – от захватчиков, своих людей – от гибели или порабощения. Потому мы и победили. ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

«Кукрыниксы» и голос Левитана: как пропаганда помогала советской разведке
© Мир24