Ресторан, который спас Бродский
В одном из самых престижных и дорогих районов Манхэттена Хеллс-Китчен в свое время играли джаз, а сейчас все больше показывают мюзиклы. Здесь же уже 32 года находится легендарный ресторан «Русский самовар».
Менеджер Влада фон Шатц — дочь владельцев заведения Романа и Ларисы Каплан. Этому ресторану она отдала полжизни. Экскурсию Влада начинает, конечно, с бара. За стойкой не раз выпивал сам Фрэнк Синатра: он жил в этом же здании, этажом выше. А на двери в подвал — пожелания и автографы представителей русской интеллигенции.
Первые слухи о том, что у нью-йоркского «Русского самовара» начались финансовые трудности, возникли еще в феврале 2018 года. Тогда стало известно, что часть архива легендарного заведения продали на аукционе в Москве, в том числе и уникальный гостевой альбом с записями Иосифа Бродского, Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко.
Влада фон Шатц, менеджер ресторана «Русский самовар»: «Мы продали эти архивы, мы продали эти альбомы, фотографии Бродского. Не все, что у нас было. Мы продали часть архивов: то, что у нас было в двух экземплярах. Даже не знаю, за сколько, около 200 тысяч долларов».
Влада уточняет, что выставить на торги эти произведения решил владелец заведения Роман Каплан, и финансовые проблемы здесь ни при чем. Однако в конце прошлой недели появилась еще одна новость: компания Russian Samovar подала заявление в суд по делам о банкротстве. В русскоязычной общине заговорили о закрытии «уголка русской культуры» в Манхэттене.
По словам Влады, это помещение Роман Каплан арендует у собственника, сети театров Nederlander. В месяц он платит 30 тысяч долларов. При подписании нового договора на 15 лет арендодатель потребовал депозит. С учетом налогов сумма составила 200 тысяч долларов и мгновенно превратилась в долг. «Русский самовар» заявил о банкротстве.
Влада фон Шатц, менеджер ресторана «Русский самовар»: «Это реорганизация всех долгов. Когда ты находишься под защитой суда, тебя никто не может выселить».
В этом случае речь идет об 11 главе Кодекса США о банкротстве. Она не предполагает распродажу имущества, а подразумевает реорганизацию компании. Экономисты объясняют: такой вид банкротства помогает бизнесу вновь встать на ноги.
Михаил Печерский, финансовый аналитик: «У них есть возможность какое-то время не платить по долгам, разобраться с первоочередными долгами и потом договориться с кредиторами, что они должны делать в этой ситуации. То есть 11 глава существует именно для того, чтобы бизнес не вышел из бизнеса».
В интерьерах «Русского самовара» давал интервью Иосиф Бродский. Поэт стал совладельцем заведения в 1987 году, когда получил Нобелевскую премию. В то время Роман Каплан попросил помощи — Бродский не отказал. Тогда же к ним присоединился и Михаил Барышников. Здесь собирался весь цвет русской эмиграции.
Александр Генис, писатель: «Я вижу в „Самоваре“ людей сразу двух, а то и трех поколений, которые привыкли находиться здесь не как в ресторане, а как в русском клубе. Это единственное место, где можно было услышать, как играют музыку Шостаковича. Я очень надеюсь, что ресторан выкарабкается. У него уже были тяжелые времена, и каждый раз ресторан выживал. Это говорит о том, что он нам чрезвычайно нужен».
В 1995 году у заведения остался один владелец: Каплан. Остальные продали свои доли. Казалось, что наступил закат «Самовара», но нет. На втором этаже ресторана снимали знаменитую серию «Секса в большом городе». Главные герои: русский художник Александр Петровский и популярная журналистка Кэрри Брэдшоу.
Сцену в ресторане снимали 15 часов. В начале двухтысячных эпизод вызвал бурю эмоций в русскоязычной общине Нью-Йорка. Любовь с русским художником у Кэрри в итоге не сложилась. Однако актриса Сара Джессика Паркер после знакомства с Михаилом Барышниковым еще не раз забегала на ужин в «Самовар».
Но прошло 15 лет, ажиотаж вокруг культового сериала и романтика нового поколения влюбленных в Россию забылись. Зато появился Путин.
Влада фон Шатц, менеджер ресторана «Русский самовар»: «Портрет Путина нам подарил знакомый скульптор. Он раньше висел возле туалета. Но так как все девушки целовали его в губы, он все время был в помаде, грязным, и я решила его убрать оттуда».
За долгую историю «Самовара» в ресторане побывали многие американские и европейские звезды. С русской культурой именно здесь знакомилась актриса Николь Кидман. Но вряд ли сейчас все эти знаменитости знают о финансовых трудностях легендарного русского клуба.
Прощаясь со съемочной группой RTVI Влада фон Шатц признается, что пока никто из известных гостей помощи не предлагал и даже не позвонил.
Влада фон Шатц, менеджер ресторана «Русский самовар»: «Если мне нужно продать свой дом, я его продам. Этот ресторан никуда не уйдет, я вам обещаю».