В поисках спасения. Во что верили предки воронежцев?

Глубинная мудрость По численности молокан Воронежская губерния была второй в России — после Тамбовской. «Компактность проживания молокан свидетельствует о том, что они не были отколовшейся от православия сектой, — полагает краевед Николай Сапелкин. — Скорее, это пережиток глубинных традиций». Адепты этого культа верили в Христа, но были строгими единобожниками: не почитали святых, не признавали иконы и крест, не совершали крестное знамение. Считалось грехом есть свинину, употреблять алкоголь, табак и наркотики. Молокане не посещали храмы и не совершали богослужения, а к Богу обращались со своими молитвами — сионскими песнями. На Руси издревле известна Голубиная (глубинная) книга — сборник народных духовных стихов, рассказывающих о происхождении Вселенной и устройстве мироздания. Текст книги соединяет христианские мотивы и дошедшую из глубины веков индоевропейскую мудрость. Так вот, у молокан был свой, особый вариант Голубиной книги. Ещё в середине XIX века первые русские этнографы пытались понять, откуда пошло само слово «молокане», но те и сами того не знали и отвечали по разному: «Мы вино не пьём, а пьём только молоко», «Наше учение есть молоко духовное» и т. д. Спасаясь от преследований, молокане, как и представители других неофициальных культов, уходили всё дальше. Например, одна из общин обосновалась в Мексике, в Гваделупской долине на полуострове Нижняя Калифорния. Можно отметить, что всего из Воронежской губернии перед Первой мировой войной за рубеж уехали 22 тысяч религиозных диссидентов разнообразных толков. И если хлысты подались в пятидесятники-харизматы, то большинство молокан сегодня стали баптистами. Остались русскими Как следует из названия, духоборы стремились жить духовной жизнью. При этом они отвергали внешнюю обрядность и считали, что Бог — в душе каждого человека. Верили они и в переселение душ. Духоборам, в том числе воронежским, помогал переселиться в Канаду Лев Толстой. У них не было другого выхода: вера не позволяла брать в руки оружие и служить в армии. Так что, несмотря на большое желание, они и сегодня не могут вернуться в Россию из-за воинской повинности. Впрочем, некоторые наши земляки уехали поближе — в грузинский Ахалкалаки, а в начале 90-х годов вернулись в Россию и компактно проживают в Чернском районе Тульской области. «Я был у них, — рассказывает Николай Сапелкин. — Они поддерживают активные контакты с канадскими собратьями. Говоря об одном человеке, вернувшемся из Канады, сказали так: «Приехал, женился на местной, но остался русским» — то есть верным духоборческим корням. Надо сказать, что они сохранили очень красивый русский язык — язык деревни начала века, который сейчас уже почти нигде не услышишь». При том, что субботники, хлысты, молокане и духоборы были глубоко религиозными людьми, все они отказались от священства. И духовной, и бытовой жизнью руководили лидеры общин. Так что некоторые исследователи считают эти культы русским вариантом протестантизма. Как известно, протестантизм способствовал развитию капитализма в Европе. Удивительно, но представители этих культов вели хозяйство гораздо более успешно, чем большинство крестьян. Вероятно, этому способствовали развитые традиции взаимопомощи. Прозелитизмом — проповедью иноверцам — русские религиозные диссиденты не занимались: как правило, свои взгляды они стремились передать только потомкам. И если субботники всегда стояли особняком, хлысты, молокане и духоборы, возможно, происходили из одного корня. Так, у хлыстов и духоборов были похожие сионские песни, и те, и другие чтили Голубиную книгу. Эхо раскола После церковного раскола XVII века в Воронеж двинулись поборники старой веры. В нашем крае представлены все три основные её разновидности: русская православная старообрядческая церковь, возглавляемая митрополитом Корнилием, русская древлеправославная церковь патриарха Александра и христиане-беспоповцы Поморского согласия. Воронежские староверы компактно жили по Битюгу в районе села Мечетка Бобровского района, а также в Каширском и Лискинском районах. В Воронеже приход старообрядческой церкви располагается на ул. Замкина — не так давно туда приезжал митрополит Корнилий. Частый гость в Воронеже — патриарх Александр: древлеправославной церкви выделена земля на ул. Обручева, где будет построен храм. Беспоповцы собираются в здании на ул. Подклетенской и хоронят покойников на собственном кладбище в селе Красный Лог Каширского района, где раньше жили духовные наставники этой религиозной группы. Удивительное дело: несмотря на все репрессии в дореволюционной России, староверы строго придерживались своих взглядов. Зато активное переселение в города, происходившее в советское время, очень сильно размыло их общины. Сегодня потомки староверов чаще всего разрознены, посещают «никонианские» храмы или вовсе перестали быть верующими людьми. Кто в костёл, кто в кирху... С лютеранами и католиками воронежцы познакомились во время строительства петровского флота. Постепенно в нашем городе сложились общины западных христиан. Католическая в основном состояла из поляков. К сожалению, красивый, величественный костёл на ул. Кольцовской не сохранился: в 30-е годы он был закрыт, в 60-е — передан баптистам, а затем взорван. Сейчас воронежские католики посещают приход Пресвятой Девы Марии Заступницы, где служат три монаха-францисканца. Мессы немноголюдны: но на праздники собирается больше сотни человек. Ещё один католический приход зарегистрирован в Россошанском районе. Сильная лютеранская община Воронежа пережила драматические события прошлого века и сохранила свой актив, куда входят в основном обрусевшие немцы и иностранные студенты. В их распоряжении — собор Марии Магдалины на ул. Карла Маркса, где служит лютеранский епископ. Ещё один приход — в селе Рыбное Острогожского района, где сохранилась одна из крупнейших в Европе лютеранских кирх. В этом нет ничего удивительного: прежде село называлось Рибенсдорф, и в нём жили немецкие колонисты. В сентябре 1941 года вместе с соотечественниками из соседних деревень они были депортированы на восток. Сейчас здание кирхи закрыто — община собирает деньги на ремонт. «Мекка» на реке Мечетке В 60-е годы XIX века в Воронеже, Острогожске и Борисоглебске стали селиться иудеи. Однако сегодня еврейские религиозные организации действуют только в областном центре. В Воронеже — две группы верующих со своими раввинами. Одна из них собирается в синагоге на ул. Станкевича — одном из красивейших культовых зданий не только Воронежа, но и всего еврейского мира. Недавно синагога проводила дни открытых дверей — познакомиться с самобытной культурой иудеев пришли несколько сотен воронежцев. В городе сохранилось и еврейское кладбище. Сегодня оно переполнено и имеет статус мемориального. Новый погост появится недалеко от села Айдарово Рамонского района. Несмотря на то, что воронежские евреи продолжают уезжать в Израиль, их община по-прежнему велика. А с исламом воронежский край познакомился много веков назад — ещё в эпоху монголо-татарского владычества. С тех пор на территории области сохранилось не только множество тюркских названий, но и громадный культовый исламский комплекс — мавзолеи и мечеть с минаретом в селе Красном на реке Мечетке. «Если бы мечеть была восстановлена, то, несомненно, стала бы новой Меккой, — уверен Николай Сапелкин. — Тем более что она находится на 40-м меридиане — так же, как Мекка и Медина». Общиной воронежских религиозных мусульман руководит имам, на левом берегу есть исламское кладбище.