"Ходил полуголым по улицам". Какие святые шокировали Россию
МОСКВА, 3 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Юродство ради Христа — один из самых редких и тяжелых христианских подвигов, для многих шокирующий. Русская православная церковь 3 января чтит память одного из таких святых — блаженного Прокопия Вятского. О том, чем запомнились юродивые на Руси, — в материале РИА Новости. "Блаженство" вместо женитьбы О жизни блаженного Прокопия известно очень немного. Родился, предположительно, в 1578 году в небольшом селении под Вяткой, в крестьянской семье. В 12 лет в мальчика ударила молния, он тяжело заболел, но, когда его принесли в монастырь, по молитвам настоятеля выздоровел. Житие Прокопия повествует: в 20 лет, чтобы избежать женитьбы, он убежал от родителей и стал притворяться безумным. Ходил полуголый по улицам, ночевал где попало и никогда не искал себе приюта. Все время молчал, объяснялся жестами. И только наедине с духовником разговаривал как обычный человек. Ему дарили одежду — чтобы не обидеть дарителей, он какое-то время ее носил, а затем отдавал нищим. Со временем святой стал предсказывать будущее, часто иносказательно. Например, посещая больных, поджигал постель тех, кто должен был выздороветь, а тех, кого ожидала смерть, оборачивал простынями. И только потом, когда предсказанное свершалось, окружающие понимали, зачем он все это делал. Свою кончину в 1627 году Прокопий Вятский тоже заранее предсказал. Напоказ или Христа ради Само слово "юродивый" происходит от старославянского "глупый", "безумный". На Руси юродивых всегда было много, однако прославлены из них в лике святых единицы. Самые известные, помимо Прокопия Вятского, Василий Блаженный, Прокопий Устюжский, Андрей Симбирский, Паша Саровская, Ксения Петербургская. Расцвет юродства на Руси пришелся на XV-XVI века, когда жили 25 почитаемых русских блаженных. А за все время своего существования Русская церковь канонизировала около 40 юродивых. Почему так мало? Преподобный Серафим Саровский говорил, что "из тысячи юродивых только один бывает Христа ради юродивый". Большинство же юродствуют напоказ или будучи действительно не в себе — к святости это никакого отношения не имеет. Босой и зимой, и летом Все жития блаженных в чем-то похожи, как похож был и их образ жизни. "С семи лет, сбросив с себя обувь и верхнее платье, он стал бегать зимой и летом по улицам города босиком и в одной только длинной рубахе, которая шилась для него с сумкою на груди, куда многие опускали милостыню, но он ею не пользовался, а раздавал другим. Целые дни он проводил на улице. Одним из обыкновенных его занятий было стоять на одном месте по целым часам, перекачиваясь с ноги на ногу", — писала в 1898 году о юродивом Андрее Ильиче симбирская газета. Молва приписывала блаженному и совсем сверхъестественные способности: он и вытаскивал голыми руками чугунные горшки из пылающей печи, и целовал кипящий самовар, и даже, случалось, весь обливался кипятком без каких-либо ощутимых последствий. Еще одна отличительная черта юродивых — дар пророчества. Как на бытовом уровне, так и на "глобальном". Так, каждая вещь, которую подавал людям Андрей Симбирский, имела какой-то смысл: кому даст деньги — тот богател, кому щепку или землю — тот вскоре умирал, а перед переходом дома в чужие руки или перед пожаром он приходил с метлой и начинал мести двор. Однажды "Андреюшка" забежал в дом к одной знатной горожанке, прошел в ее спальню, лег на диван и, сложив на груди руки, вытянулся как мертвец. В это время женщина как раз, возвращаясь из бани, простудилась и скоро на этом самом диване скончалась. "Боженька камушками побьет" Другой блаженный, Прокопий Устюжский, живший в XIII веке, известен прежде всего тем, что предсказал Великому Устюгу стихийное бедствие, после чего город накрыл сильный метеоритный дождь. Как раз перед ним блаженный бегал по улицам Устюга, потом забежал в церковь, стал на колени перед иконой Богородицы и начал молиться, повторяя: "Спаси нас!" А затем начал громко кричать, чтобы устюжане покаялись и больше не гневили Бога своими делами, "а то Боженька вас камушками побьет". О том, что произошло дальше, рассказывал оптинский старец Варсонофий (Плиханков), слова которого записал в своем "Дневнике" будущий последний духовник обители Никон (Беляев): "Прокопия начинают бить: что он, сумасшедший, кричит здесь? Прогнать его! Ибо всех пророков побивали камнями. Но вот приходит время — и что же? Однажды видят все жители, что на их город надвигается страшная черная туча. Храмы наполняются молящимися, ибо делается что-то необыкновенное, туча кажется какой-то очень страшной, заволакивает половину неба. Блаженный вбегает опять в церковь: "Ну, что я вам говорил, теперь сами видите. Молитесь, молитесь!" и сам молится — и туча разрежается. Наконец, все прошло, небо опять чисто. Жители выходят за город и видят, что на огромном пространстве лежат раскаленные черные камни, аэролиты". Прокопий Устюжский стал первым русским юродивым, прославленным Церковью в лике святых. "Гвардейцы Христа" На Руси юродивые всегда ценились народом и были на особом положении у правителей. Василий Блаженный бесстрашно обличал Ивана Грозного, и ему ничего за это не было. Несмотря на свои странные поступки, юродивый был понятен простым людям, он был своим. Поэтому таких людей уважали, хоть и смеялись над ними. А быть посмешищем — это, как замечает секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, людям переносить сложнее всего. Не случайно именно это стало последним испытанием Христа перед казнью. "Вот это осмеяние могут вынести далеко не все. И если юродивый это выносит — значит, он духовный столп, на который мы должны держать равнение", — говорит священник. Известный православный публицист протоиерей Андрей Ткачев называет юродивых "гвардией святой Церкви и Иисуса Христа". "Юродство — это добровольное принятие на себя сумасшедшего и отвратного вида для того, чтобы за этой маской якобы безумия удобно служить Богу и не повреждаться от тщеславия, не собирать себе похвалы от людей, как, например, праведный священник или святой епископ, которые могут быть окружены почетом. Юродивый не окружен никаким почетом — он служит Богу ежедневно, ежечасно, он уничтожает зло не только в его проявлениях, а в его невидимом зародыше, уничтожает сам зародыш греха — посрамляет всякое тщеславие и гордыню", — объяснил Ткачев РИА Новости. Он убежден, что такие люди на Руси как всегда были, так есть и сейчас среди наших современников. Вот только тех, кто юродствует "ради Христа", сложно найти, поскольку совершают они "тайную службу Богу". Да и искать их специально нет смысла: "Они для того и стали юродивыми, чтобы их никто не нашел".