Войти в почту

Звуки княжеской соколиной охоты...для музея. Фольклорист – о звучании эпох

Об этом говорили в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского, там собрались фольклористы, филологи, руководители фольклорных коллективов и педагоги из Сургута, Нижневартовска, Лангепаса, Тюмени, Барнаула и Санкт-Петербурга - на научно-практическую конференцию, - обсуждали «Этнокультурное многообразие Северо-Западной Сибири: историю и современность», делились опытом. На Куликовом поле Приглашённый на форум эксперт-музеевед предлагает воссоздавать атмосферу и быт прошлых эпох в современных музеях: использовать для этого видео- и аудиозаписи определенных звуков (в том числе старинного пения). Такие реконструкции могут стать частью музейных экспозиций. «Создавая интерактивную экспозицию для музея-заповедника «Куликово поле» (Тульская область, - прим. авт.), мы не просто следовали за сюжетом «Сказания о Мамаевом побоище», необычайно популярного текста в Древней Руси (сохранилось 150 рукописных списков), но и показали эффект погружения в мир произведения, - пояснил куратор проектов музейного Бюро «АртТерра», кандидат филологических наук, фольклорист Олег Николаев. - Например, 12 звуков мирной жизни, упомянутых в «Сказаниях... », мы воспроизвели в звуковых реконструкциях: пахари пашут, пастухи гонят стадо в поле, есть там и свадебный пир, и соколиная княжеская охота. Такие звуковые и видеореконструкции можно предложить и для музеев Югры. То есть научиться репрезентировать в экспозиции мифологические представления, фольклорные жанры, ритуальные практики. Это касается не только традиционной культуры, но и разных исторических эпох, в любой из них есть нематериальное измерение: как воспринимали мир, что пели и рассказывали, о чем мечтали». В музее обычно показывают интерьер или предметы, а звуки, музыка из прошедшей исторической эпохи, а тем более видеозапись фольклорного пения или празднования могут восполнить недостаток впечатлений, сделать их более яркими. Там Русью пахнет! Фольклорные коллективы из нашего округа бережно хранят «мудрость предков». К примеру, на окраине современного Лангепаса стоит русская изба, у самой кромки лесной. В ней – натопленная русская печка, красный угол, стол, лавки, нарядные скатерти и вышитые рушники –восстановили убранство и быт XIX века. Творческий коллектив из небольшого города Югры собирается в той избе, чтобы ощутить «полное погружение» в деревенскую жизнь – наряжаются в русские костюмы, колядуют, проводят праздники и гулянья на Троицу, Масленицу и Рождество, пекут куличи и блины, песни поют и хороводят. «Все это позволяет нам чувствовать себя по-настоящему русскими, - делится руководитель «Образцовой студии русского фольклора» из Лангепаса Олеся Идиятуллина. - В самом начале, когда мы только основали наш коллектив, мало кто из окружающих понимал, зачем нужен фольклор, зачем искать связь с корнями, традициями. Но постепенно, в течение 18 лет, у нас появился и музей, и свой театр, а теперь открылась и студия-мастерская русского традиционного костюма. Мы сами шьем костюмы, в них выступаем, участвуем в конкурсах, создаем реконструкции. По городу наши девушки часто идут одетыми в наших костюмах, у парней глаз радуется. На праздники дети приходят вместе с родителями, вокруг появились неравнодушные люди, которых это трогает за душу». Как знать, может именно их творчество в будущем украсит коллекции музеев Югры.

Звуки княжеской соколиной охоты...для музея. Фольклорист – о звучании эпох
© АиФ Югра