Ещё

«Улица веротерпимости». Почему на Невском тесно общаются и дружат разные конфессии 

«Улица веротерпимости». Почему на Невском тесно общаются и дружат разные конфессии
Фото: ТАСС
В год 300-летия Невского проспекта в Санкт-Петербурге открыли экскурсии по его храмам. О том, где и кем работали канонизированные святые, подвалы какой церкви вдохновляют театральных постановщиков и какой храм создан, чтобы его «обнимать», — в материале ТАСС.
Следы истории — стирать нельзя оставить
Сохранившееся до наших дней здание лютеранской церкви Святых Петра и Павла было возведено в 1833–1938 году, а землю протестантской общине в этой части города подарил еще царь Петр II.
"Наша община здесь была самой большой лютеранской общиной в свое время — до Первой мировой войны она насчитывала более 15 тыс. членов. В церкви тогда умещалось до 3 тыс. прихожан. Сейчас это где-то 700 человек, в связи с тем, что остались трибуны, и галереи не восстановились", — рассказывает член совета общины в Петрикирхе Герхард Ройттер.
Долгое время советские власти использовали помещения под склад, а затем — соорудили бассейн. «Сюда ходили студенты и ученики из ближайших школ и вузов, обучались спортсмены игре в водное поло и прыжкам с трамплина. Сейчас некоторые из них иногда приходят и рассказывают об этом», — говорит Ройттер.
Первое богослужение после возвращения здания церкви состоялось в 1992 году, освятили его в 1997 году. «Люди, которые приходят сюда, ищут точку соприкосновения со своими корнями — их предки были лютеранами. Это достаточно личная история порой. Идут сюда и люди, которые просто ищут свой путь к религии, — их не так много, но они есть», — отмечают в Петрикирхе.
Сегодня в так называемые катакомбы, где до сих пор остается чаша бассейна, водят экскурсии, специально для этого места создаются спектакли. «Вопрос в том, даже если бы средства были, нужно ли возвращать все в исходное состояние? — задается вопросом Ройттер. — Потому что мы сейчас видим историю XX века, глядя на это здание. Если все убрать, тогда мы уберем часть истории». Оставить и заполнить его жизнью — «это возможность рассказать людям об истории нашей конфессии и, возможно, снизить боязнь перед тем, чтобы переступить порог — приходить, задавать свои вопросы, которые так или иначе бывают», размышляет он.
"Голубая Жемчужина"
В числе первых культовых сооружений, построенных в этой части Невского проспекта, стал храм Армянской Апостольской церкви, строительство которого началось в 1772 году на месте Малой придворной конюшни.
"Туристы и сами жители города называют его «Голубой жемчужиной Санкт-Петербурга», — рассказывает духовный пастырь армян в городе на Неве иеромонах Погос Варданян. Львиную долю средств на возведение храма пожертвовал тогдашний глава армянской общины в столице Российской империи и гоф-ювелир . 18 февраля 1780 года церковь освятили во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы правившей императрицы.
"Храм и христианская религия очень значимы в жизни армянской диаспоры. Где бы ни находились армяне, они в первую очередь строили церковь и вокруг нее уже основывали свою культурную и национальную жизнь. Так же было и здесь, в Петербурге", — говорит отец Погос.
Среди тех, кто также причастен к истории церкви, — великий художник-маринист армянского происхождения , подаривший общине несколько своих картин, в том числе «Христос на Тивериадском озере», и вице-президент Петербургской Академии художеств Александр Таманян, ставший впоследствии автором Генерального плана Еревана. В начале XX века он произвел капитальный ремонт здания, укрепив стены и дополнив храм «Овальным залом» с хорами.
В годы войны в храме находился штаб противовоздушной и противохимической обороны, а позднее размещались декорационные мастерские Театра музыкальной комедии. Богослужения вернулись в церковь в 1995 году, а полное ее освящение в июле 2000 года совершил Католикос всех армян Гарегин II при участии Патриарха Московского и всея Руси . Выступая с проповедью, Алексий II сказал: «Все совершается нами в любви. А разница в нашем исповедании носит скорее текстологический, чем догматический характер».
Храм украшает подаренная Патриархом в честь этого события икона Христа.
Сейчас в армянской общине Петербурга около 40 тыс. человек. На литургии в воскресенье, по словам отца Погоса, обычно несколько сотен человек, а по большим церковным праздникам храм принимает до 10 тыс. прихожан.
"Я могу сказать, что Петербург, может быть, отличается от других городов тем, что здесь очень тесно общаются и дружат разные конфессии. И расположены они рядом. Мы ходим в гости друг другу, совместно участвуем в благотворительных мероприятиях", — отмечает отец Погос.
Единственная и неповторимая
В пяти домах от Армянской апостольской церкви расположился один из старейших католических храмов России и единственная в стране базилика — Храм Святой Екатерины Александрийской. Знаменитые зодчие имперской столицы — Трезини и Валлен-Деламот — в разные годы работали над проектами собора, его возвели в 1782 году под руководством итальянцев Минчиани и Ринальди и в присутствии представителей двора освятили в 1783 году — в честь святой Екатерины Александрийской, покровительницы Екатерины II.
В этом храме молились архитекторы , Джакомо Кваренги и Огюст Монферран, писатель Оноре де Бальзак и поэт . Здесь же в январе 1837 года — после совершения таинства по православному канону — состоялось венчание католика Жоржа Дантеса с  — сестрой супруги Александра Пушкина.
Священнослужитель храма отец Юрий Дорогин говорит, что здесь трудились двое святых. И это не преувеличение: монахиня Урсула Ледуховская создала при храме одну из сильнейших городских гимназий своего времени, а  был экзархом — духовным лицом, наблюдающим за нравственностью лиц духовного звания. Оба они причислены Ватиканом к лику блаженных.
в год 250-летия храма Святой Екатерины, в 2013-м, даровал ему титул малой базилики — «за заслуги и значение, которое имел этот храм для католиков России». «Базилика — единственная в стране, первая и неповторимая», — подчеркнул он.
Сегодня богослужения в храме проводят на русском языке, на латыни, испанском, польском и английском, а в скором времени восстановят и мессы на французском. «Храм находится в центре, открыт целый день. К нам приходят очень много людей, в том числе православных — помолиться в тишине. Культурная программа — с концертами органной музыки и не только — служит городу нашему и гостям. Здесь такая точка, в которой соприкасаются разные культуры, традиции», — говорит отец Юрий.
"Как мы помним, , побывав в Петербурге, назвал Невский проспект улицей веротерпимости, когда увидел, что все храмы здесь так близко расположены, — отмечает священнослужитель. — Петербург отличается тем, что мы, несмотря на все наши различия, живем дружно, мирно, спокойно и никогда не конфликтовали между собой. Это действительно огромное достижение нашего города".
Распахнутые объятия
Главный собор Санкт-Петербургской епархии — Казанский — был назван в честь своей прославленной святыни — чудотворной Казанской иконы Божией Матери, по праву считающейся покровительницей города на Неве и династии Дома Романовых.
Император Павел I во время поездки в Рим, где он увидел собор Святого Петра, повелел провести конкурс проектов собора среди русских архитекторов. Председателем специальной комиссии был назначен , на тот момент президент Петербургской Академии художеств. Победителем стал его воспитанник Андрей Воронихин. Но воплотить замысел самодержца довелось уже при императоре Александре I.
"Поставить собор, как в Риме, не получалось из-за ориентации алтаря в православном храме на восток и расположении таким образом боковой стороны к Невскому проспекту. Идея Воронихина была — усилить боковой фасад и раскрыть колоннаду, которая разверстыми руками приглашает всех прийти", — поясняет настоятель Казанского кафедрального собора митрофорный протоиерей Павел Красноцветов.
Строительство, стоявшее в ряду важнейших государственных строек, длилось около десяти лет, и торжественное освящение состоялось 15 сентября 1811 года в высочайшем присутствии.
В 1812 году, в период Отечественной войны, отправляясь на фронт, в храме перед Казанской иконой Божией Матери молились генералы и главнокомандующий русской армии . Впоследствии он передал в дар Казанскому собору 40 пудов трофейного серебра, отбитого у французов. Собору было суждено стать местом упокоения великого полководца — его похоронили в склепе в северном приделе храма.
"У нас в Казанском соборе две значимые святыни — это Казанская икона Божией Матери, для которой собор построен, и могила Кутузова, героя войны 1812 года", — рассказывает отец Павел.
После революции 1917 года из собора были изъяты почти все предметы убранства, был уничтожен главный иконостас, настоятель Философ Орнатский расстрелян, а собор захватили обновленцы. В 1932 году храм был закрыт и передан для размещения в нем «Музея истории религии и атеизма», просуществовавшего там до начала 2000-х годов. Возведение в кафедральное достоинство было совершено по указу Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в конце декабря 1999 года.
"Казанская икона Божией Матери и Казанский собор создали особую ауру вокруг всей истории строительства Санкт-Петербурга и, в частности, Невского проспекта, где в мире, единомыслии и любви соседствуют люди разных национальностей и разных вероисповеданий", — отмечает настоятель.
Александра Подервянская
Видео дня. «Обезьяний доктор» и его жуткий опыт с мужчинами
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео