"Пристает, стерва, — грешить требует". Кем на самом деле был Распутин

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Алексей Андреев. Ровно полтора века назад в селе Покровском Тобольской губернии в семье ямщика родился Григорий Распутин. Это одна из самых загадочных фигур отечественной истории. Одни считали его святым, другие — мошенником; кто-то утверждал, что он погубил монархию в России, кто-то — что только он мог бы ее спасти, если бы не пал жертвой заговора. Свой вклад в создание посмертной славы Распутина внесли большевики, многое сделала пресса конца 1980-х — начала 1990-х, когда публиковались сенсации, не имевшие под собой никакого основания. Если в российском обществе представления о Распутине мифологизированы, то что говорить о загранице! Огромный мужчина с черной бородой, повелевающий таинственными силами, владеющий гипнозом и невоздержанный в сексуальной жизни. От знаменитой песни Boney M про Russia's greatest sex machine до мультфильма "Анастасия", где он предстает в образе злого колдуна, насылающего беды на Россию, от десятков кино- и телефильмов до комиксов и манги, от немецкой водки с подмигивающим Распутиным до компьютерных игр, где главному герою приходится спасать мир от мрачного бородача, — образ сибирского мужика крепко въелся в сознание западного зрителя и читателя, заняв свое место в череде стереотипов о загадочной России. Кем же он был на самом деле? Урожденный мистик Загадки начинаются с самого рождения Григория Распутина. Хотя дата 21 января 1869 года по новому стилю остается общепризнанной, хватает и альтернативных теорий. В значительной мере виноват в этом сам Распутин — пытаясь выглядеть солиднее, он иногда приписывал себе лишних пять лет, чтобы более соответствовать образу старца. Известно, что в молодости Распутин много путешествовал по святым местам, бывал на Афоне и в Иерусалиме. В те годы для российских православных это не было чем-то необычным — организовывались целые паломнические пароходы для желающих побывать на Святой земле. Cтранствия помогли создать Распутину образ старца, человека, отмеченного святостью. В 1903 году он появился в Санкт-Петербурге, где быстро приобрел славу "божьего человека". Русское общество на стыке веков было больно мистицизмом. Различными мистическими практиками — от столоверчения до обращения к язычеству и поисков духовной Шамбалы — увлекались тогда во всех европейских странах. Как писал Мережковский, "материалистический, все отрицающий XIX век — вместе с тем эпоха еще небывалого научного и художественного мистицизма, неутомимой потребности новых религиозных идеалов, подготовительной работы еще неясного, но, во всяком случае, не разрушительного, но творческого движения". Россия отличалась от соседей лишь стилистикой. Если в Англии в моду вошел поиск кельтских и англосаксонских корней, то в Петербурге и Москве привечали разнообразных святых и блаженных из глубинки. Так что Григорий Распутин попал в струю. Вскоре старца с необычными способностями заприметили люди, близкие к царскому двору, — дочери черногорского князя Николая Милица и Анастасия. И уже 1 ноября 1905-го Распутин впервые встретился с Николаем II: их свели во время чаепития черногорские княжны. Матренушка, Паша, Митенька и Григорий Императорский двор в смысле любви к мистицизму мало чем отличался от высших кругов империи. Разница была в основном в том, что приглашения в Царское Село удостаивались наиболее знаменитые юродивые и блаженные. До Распутина были Матренушка-босоножка — неграмотная дочь крестьянина, даже зимой ходившая в летней одежде и босиком; Паша Саровская — бывшая крепостная, долгое время жившая в выкопанной самостоятельно пещере (она, правда, ко двору не поехала, Николай и Александра навещали ее по месту жительства); слабоумная крестьянка Дарья Осипова и многие другие. Даже среди них выделялся Дмитрий Попов, известный также как Митенька Козельский или Митька Коляба — горбатый и слепой инвалид с культями вместо рук, который страдал от эпилепсии и во время припадков издавал вой и лай. Представивший его ко двору священник Елпидифор растолковывал "пророчества" Митеньки. Кроме местных пророков и юродивых, при дворе подвизались и иностранные знаменитости — астрологи и медиумы. От каждого царская семья пыталась добиться ответа на главный вопрос: ждать ли рождения сына — наследника российского престола. После того как летом 1904 года на свет появился цесаревич Алексей, влияние мистиков при дворе существенно упало. Однако вскоре выяснилось, что ребенок неизлечимо болен гемофилией — несвертываемостью крови. Распутин оказался как нельзя более к месту. "Распутин играл на отчаянии царицы и сумел связать неразрывными узами свою жизнь с жизнью цесаревича, а также обрести власть над его матерью. Казалось, что каждое его появление приносит мальчику облегчение, что усиливало его вес и укрепляло веру в его силы", — вспоминал наставник Алексея Пьер Жильяр. Распутин и министры Однако насколько влиятелен был Распутин? Действительно ли он, как заявляли многие его оппоненты, управлял Россией через голову слабовольного императора? Определенное воздействие "старец" на политику оказывал. В тонкостях и перипетиях он не разбирался, но отлично осознавал свои интересы. Они прежде всего состояли в том, чтобы в стране сохранялась стабильность, — в этом случае положению самого Распутина при дворе ничто не угрожало. В результате он способствовал возвышению одних министров и падению других, блокируясь с различными фракциями при царском дворе. Явная близость "старца" к царю и его супруге приводила к тому, что его расположения искали как чиновники, желающие подняться по карьерной лестнице, так и финансисты и банкиры (в частности, Манус и Рубинштейн), стремившиеся обеспечить себе благосклонность двора и получить необходимые подряды. При этом не следует и преувеличивать степень реального влияния Распутина на политику. Не раз он вынужден был отступать — как, например, в противостоянии со Столыпиным, фактически выжившим "старца" из Петербурга, или с Треповым, который, несмотря на противодействие царского любимца, успешно поднимался по карьерной лестнице вплоть до 1916 года. Овца и Христос Еще один сложный вопрос — сексуальные похождения Распутина. Здесь крайне сложно отделить правду от вымысла: сама по себе тема провоцировала многочисленные слухи, которые охотно подхватывались прессой. Судя по газетным публикациям того времени, Распутин не раз совершал развратные действия в отношении женщин, которые приходили к нему за помощью. В основном все ограничивалось поглаживаниями и вполне откровенными намеками. Насколько часто это заканчивалось половой связью, мы не знаем, — как правило, подробностями приставаний с газетчиками делились женщины, отвергавшие ухаживания "старца". Еще один источник — агентурные доклады агентов охранного отделения. Они свидетельствуют: Распутин часто бывал в притонах и публичных домах, где предавался похоти и разврату. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства собрала немало свидетельских показаний — согласно им, Распутин убеждал своих пассий, что он воплощение Святой Троицы и половая связь с ним дарует благословение. Издатель Филиппов так вспоминал об одном из случаев: "Будучи у него в 1911 году на Николаевской улице, я неожиданно оказался свидетелем очень тягостной сцены. Придя к Распутину по обыкновению рано утром чай пить я увидел его за ширмой, которая отделяла его кровать от остальной комнаты. Он отчаянно бил одетую в фантастический костюм — в белое платье, увешанное ленточками, — госпожу Лохтину, которая, хватая его за член, кричала: "Ты Бог!" Я бросился к нему: "Что ты делаешь! Ты бьешь женщину!" Распутин мне ответил: "Она пристает, стерва, — грешить требует". А Лохтина, скрывшись за ширмами, кричала: "Я овца твоя, а ты — Христос!" Британский след Неудивительно, что Распутина многие не любили. В том числе и самые горячие монархисты: они считали, что неграмотный и хитрый сибирский мужик, о котором ходят в обществе самые дикие слухи и который бравирует близостью к царю и царице, ведет династию к краху. В 1914 году, незадолго до начала Первой мировой, Распутина пытались убить. Мещанка Хиония Гусева, действовавшая по наущению бывшего иеромонаха и покровителя Распутина Илиодора, ударила "старца" ножом в живот, но тот выжил. Впоследствии недовольство Распутиным еще больше возросло. Не в последнюю очередь это было связано с его позицией по вопросу Первой мировой войны: после того как в 1916 году сын Распутина Дмитрий попал под призыв, он начал все активнее высказываться против продолжения боевых действий. К тому моменту в обществе вовсю обсуждали вопрос, не немецкая ли шпионка императрица Александра и не ведет ли она намеренно страну к поражению, чтобы заключить с Германией сепаратный мир. Известия об антивоенных высказываниях Распутина оказались как нельзя кстати. По официальной версии, Распутина застрелили князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, один из лидеров черносотенцев Владимир Пуришкевич и поручик Сухотин. Точно установить детали сложно: показания участников противоречат друг другу и зачастую не совпадают с выводами следствия. В последние годы появилась версия, что убийство было подготовлено и осуществлено при участии британских разведчиков, пытавшихся сорвать заключение сепаратного мира между Россией и Германией, однако достоверных доказательств этой теории до сих пор не найдено. Судьба его детей сложилась по-разному. Дочь Варвара и сын Дмитрий остались в Советской России. Варвара в 1925 году умерла в Москве от туберкулеза, так и не выйдя замуж и не оставив потомства; Дмитрий был раскулачен в 1930-м, выслан в Салехард, где умер от дизентерии в 1937 году. На этом линия Распутиных в России пресеклась. Дочь Матрена уехала в эмиграцию. От голодной смерти ее спасла фамилия и мрачная слава отца: имя Распутина было еще памятно в Европе и Матрену взяли танцовщицей в кабаре. Затем она работала укротительницей в цирке, переехала в США, получила гражданство. Во время Второй мировой работала заклепочницей на верфи. Умерла в 1977 году, ее потомки до сих пор живут в Европе.